Стилистические функции однородных членов предложения

Стилистические функции однородных членов многообразны. Наличие однородных членов может придавать изложению повествовательную плавность или, наоборот, энергичность, отрывочность, т. е. ведет к отчетливому выделению, обособлению каждой части единой сложной мысли. Разный ритм определяет и разный смысловой строй фразы.
1. В качестве особого стилистического приема нередко используется в речи сопоставление далеких и несовместимых понятий, т. е. однородными членами являются логически неоднородные понятия. Чаще всего такие сочетания применяются для создания комического эффекта. Например: Сколько у меня неисполненных намерений! Каток, не курить, прочесть «Капитал», порвать с Галей, изучать английский, уволить Ковзюкова (М. Кольц.) (присоединительная конструкция); Передо мной четыре листа бумаги большого формата, на которой могли бы уместиться три чеховских рассказа или десять стихов, или годовой отчет сельпо, или еще что-нибудь важное и содержательное (из газет, фельетон).
Отметим также случаи, когда неоднородные понятия становятся в определенном словесном окружении как бы «внутренне» однородными, т. е. автор создает условия для смыслового сближения логически несовместимых слов, для подведения их под одно общее понятие. Например: На берегу ярко-рыжей реки Миссисипи, где хлопок, негры и беда, я зашел в лачугу (Эр.) (мысль о том, что хлопковые плантации на юге США стали символом тяжелого, рабского труда негров, автор точно выразил тремя словами: хлопок, негры и беда)-, Мы росли в Петербурге; Петербург был наполнен водой, туманом, дворцами, заводами и славой (В. Ш.).
2. Особой выразительности, напряженности повествования добиваются авторы, используя смысловую градацию, при которой каждый последующий однородный член усиливает смысл предыдущего. Например: Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу (Эр.); Костя… был совершенно потрясен, ошарашен, ошеломлен и в этот момент давал себе нерушимую клятву во что бы то ни стало взлететь на аэроплане (Сл.).
Значение смысловой градации нередко поддерживается повторением слова или морфемы (чаще приставки). Выразительность текста заметно усиливается. Например: Война — большое испытание и для народов и для людей. Многое на войне передумано, пересмотрено, переоценено (Эр.).
Нанизывание однородных членов, между которыми устанавливаются отношения смысловой градации, может также выступать в сатирической функции. Например: И над всем этим, величественно и грузно опершись слоновыми локтями о брионную раму, возвышается… нет, не возвышается, царит, доминирует, подавляет и ужасает чудовищной комплекцией… польский генерал (Кат.). Энергичность, напряженность ритма этого текста находит свое выражение и в повторении одного и того же слова с последующим отрицанием (возвышается… нет, не возвышается), и в паузах, отмеченных многоточиями.
3. В художественной литературе однородные члены предложения используются при описаниях природы, окружающей обстановки, каких-либо предметов. С помощью однородных членов подчеркивается эмоциональность, экспрессивность описания. Например: Медленно гас костер… Вот огонек побежал вдоль полена и чуть было не спрыгнул с него, добежав до края, но задержался там, поплясал на одном месте, удлинился, побеоюал обратно, на середине полена замер, утончился у основания своего, приоторвался на волосок от дерева и тотчас исчез, умер, как будто его и не было (Сол.). Динамичность этого отрывка создастся использованием однородных сказуемых-глаголов.
Ср. развернутое описание обстановки — военное шоссе — в стихотворении Твардовского «Минское шоссе»: Все, как тогда, в то лето злое: и жесткий шорох пыльных трав, и ветер, дышащий золою, и грохот бомб у переправ, и блеклый хворост маскировки, и жаркий, оюадный ход машин, и пеший, раненный на бровке,— и он, наверно, не один… И вздох орудий недалекий, и гул шоссейного моста, и тот же стон большой дороги, и те оке самые места (Твард.).
Широко применяются однородные члены при создании портрета, для характеристики лица, предмета. Например: Внешность его была весьма заметная: высокий, сухощавый, несколько сутулившийся; длинные плоские волосы, закинутые назад, почти до плеч, маленькие светлые усы над бритым подбородком (Телешов).
Использование однородных членов, особенно распространенных, придает речи особую интонационную плавность, выразительность. Предложения с однородными членами, прежде всего те, в которых после перечисления следует обобщающее слово, со стороны интонационно-мелодической распадаются на две части: первая характеризуется постепенным повышением голоса, начало второй — резким его понижением. Между повышением и понижением голоса слышится пауза. Например: Пишет ли Юон пейзаж Поволжья, или какую-нибудь переправу на Оке, или базарную улицу в тихом Торжке, или монументальный ансамбль Красной площади, великого форума Москвы, или те же лаврские башни и храмы,— всюду в этих столь различных образах присутствует московский «местный колорит» (Д. Арк.).
В официально-деловой, научной речи однородные члены употребляются для детального описания явлений, предмета, для обозначения классификаций. Для научной речи характерна полнота, исчерпанность перечисления. Поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции, часто с замыкающим союзом перед последним словом перечисления. Например: Пчелиный мед богат
также и органическими кислотами — яблочной, винной, лимонной, молочной, щавелевой (Иойриш); Итак, к началу тридцатых годов в атомном спектакле участвовало только четыре действующих лица: электрон, протон, нейтрон и фотон («Наука и жизнь»).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов