Стилистические функции обособленных второстепенных членов предложения

Обособленные члены предложения, и прежде всего определения и приложения, широко используются во всех речевых стилях.
1. Обособленные определения в художественной литературе чаще всего употребляются для создания портрета, для характеристики лица, предмета, явления. Например: Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А. Н. Т.); Деревня Хлыбы, в шестьдесят с лишком дворов, с заросшими крыжовником огородами и старыми липами посреди улицы, с большим, на бугорке, зданием школы, переделанным из помещичьего дома, лежала в низинке, между болотом и речонкой Свинюхой (А. Н. Т.).
С помощью обособленных приложений создается лаконичная выразительная характеристика лица, предмета. Например: В пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского, живет и здравствует еще доныне в философической пустыне Зарецкий, некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный, теперь же добрый и простой отец семейства, холостой, надежный друг, помещик мирный и даже честный человек (П.); Сирано де Бержерак, остроумный и блестящий стихотворец, отчаянный бретер и забияка, едкий насмешник,— не мог занять место придворного поэта и жил впроголодь, но независимый (М. Г.).
Довольно часто развернутая характеристика лица создается употреблением всех видов определений: согласованных, несогласованных, приложений. Например: Старик чабан, оборванный и босой, в теплой шапке, с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке — совсем ветхозаветная фигура — унял собак и, снявши шапку, подошел к бричке (Ч.).
Особую смысловую емкость, напряженную экспрессивность придают тексту причастные обороты, использованные для характеристики лица. Вот как образ американского «дяди Сэма» создает Валентин Катаев, сравнивая его с Ионычем, героем Чехова: Этв Ионыч — усиленный в сто тысяч раз, дошедший до грандиозных размеров, Ионыч в мировом масштабе. Ионыч, сидящий за океаном на своих мешках с золотом, мечтающий купить весь земной шар и всюду посылающий своих заевшихся, наглых приказчиков. (Ср. также отрывок из стихотворения В. Солоухина. Окончен завтрак. Вилку отложив, ты говоришь жене своей спасибо, иль матери спасибо говоришь, иль другу, накормившему тебя. Но почему не скажешь ты спасибо крестьянину с тяжелыми руками, измазанными жирным черноземом, исколотыми спелою соломой, взрастившими высокие хлеба?
2. Широко употребительны обособленные члены предложения в описаниях, в текстах повествовательного характера. Например:
У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька… Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно его мелькание… А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против.
как все птицы. Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполозам, ни на что не обращая внимания, долбили своими черными клювами черствую землю (Ч.).
В этом описании степи перед грозой Чехов использует главным образом обособленные причастные и деепричастные обороты, что вполне гармонирует со спокойным, эпическим повествованием. Наличие обособленных членов придает тексту ритмическую плавность, напевность.
3. В научном стиле обособленные причастные обороты употребляются в научных определениях, в лаконичных характеристиках. Например: Маятником является всякое тело, подвешенное так, что его центр тяжести находится ниже точки подвеса («Элементарный учебник физики»); Земля — спутник Солнца в мировом пространстве, вечно кружащийся около этого источника тепла и света, делающего возможной жизнь на земле (В.-Вельям.); Атом похож на рояль, могущий издавать только определенные звуки, только определенные ноты, тоже, кстати сказать, соответствующие определенным длинам звуковых волн (он же).
Вопрос о стилистической роли обособленных членов неразрывно связан с употреблением придаточных предложений. Синтаксическая синонимика обособленного члена предложения и придаточного предложения является предметом пристального внимания многих языковедов. Результаты исследований дают возможность сделать вывод о том, что художественный стиль отдает предпочтение обособленным членам, а научный стиль — придаточным предложениям.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов