Способы выражения обращений

В зависимости от объема и структуры различают нераспространенные и распространенные обращения. Нераспространенное обращение обычно выражается существительным в форме именительного падежа. Это собственные имена, термины родства, названия лиц по профессии, возрасту, полу н т. д. Например: — А это, Александр Васильевич, и не стол вовсе, а танк! — оправдалась я (Чудакова); Дед, прости меня. Скорбную память я твою потревожить решусь (Твард.); —Здравствуйте, товарищ капитан!— раздался голос за спиной Климовича (Сим.).
Слова-обращения брат, матушка, батюшка, братец и др. могут употребляться с другим лексическим значением, например: [Пимен:] Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил (П.);
— Позови, матушка, Павла-то сюда,— прибавила она, обращаясь к племяннице (Пис.).
В качестве обращений выступают тавтологические повторы двух имен существительных, близких по значению, например: Не тоска, друзья-товарищи,— грусть запала глубоко, дни веселия, дни радости отлетели далеко (Дельвиг).
Обращение может быть выражено субстантивированным именем прилагательным, причастием, порядковым или количественным числительным, а также словами не в именительном падеже, называющими лицо, к которому обращена речь. Например: Цветите, юные! И здоровейте телом! (Есен.); Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: — Уезжающие, садись (Кетл.); — Здорово, шестая! — послышался густой, спокойной голос полковника (Купр.); —Эй, там, в столовой! — донеслось с пристани.— Закругляйтесь (Песк.).
Обращение, выраженное личным местоимением 1-го лица, имеет оттенок фамильярности и употребляется в разговорных текстах. Например: Гомон стоял оглушительный.— Тише, вы! — крикнула Феня (С. Ант.).
В распространенном обращении при ведущем, главном слове могут быть пояснительные слова — согласованные и несогласованные определения, например: Где ты, утро раннее, светлые мечтания? (Жаров); Что ж ты, бездельница этакая, модничаешь? (Леек.); Мы сильны! Берегись, поджигатель войны! (Долматовский).
Распространенное обращение может включать устойчивое словосочетание, например: —Молодые бойцы Рабоче-Крестьянской Красной Армии! — торжественно произнес он.— Вам вручается священное революционное оруокие (Горб.).
При ведущем слове в обращении может быть придаточное предложение, например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ, цвети, страна, где женщина с мужчиной в одних рядах, свободная идет!
Основая функция обращения заключается в том, чтобы побудить слушателя обратить внимание на речь говорящего. Однако функции обращения не ограничиваются только основным его назначением. В различных стилистических контекстах обращение становится одним из выразительных средств языка, «делается эстетическим или риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора» Например: Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, приднепровский отчий край, здравствуй, сына привечай. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса, здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, здравствуй, речка JIучеса (Твард.). С помощью таких обращений автор раскрывает свои мысли и чувства. Они усиливают эмоциональность и экспрессивность речи и тем самым воздействие на читателя, слушателя.
Обращение является фигурой поэтического синтаксиса. Обращение к неодушевленным предметам, к отсутствующим или предполагаемым лицам придает выразительность речи, делает ее особенно лиричной, задушевной. Например: До свидания, снег — февраль! Мы сейчас побежим на улицу покупать у весны букварь! (Гевел.); Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу (Есен.); Звезды милой Родины, звезды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые (Матусовский).
Экспрессия, эмоциональность в поэтических произведениях создаются употреблением обращений-метонимий, обращений-метафор. Например: Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню (И. Груд.); Осень моя, осень! Думка золотая! (Инб.). Экспрессия достигается повторением обращения или несколькими обращениями к одному лицу. Например: Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом (Есен.); Здравствуй, здравствуй, любушка, любушка, голубушка! Здравствуй, зоренька-заря, свет, блеснувший за моря, здравствуй, небывалая, здравствуй, губы алые! (Прок.); Северяночка, устюженка, веселые года, ты куда ушла, жемчужинка, ужели навсегда? (Прок.); Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая (Исак.).
Фольклорные обращения, обращения-присловья также служат целям повышения выразительности повествования. Например: Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые; запылись ты, путь-дороженька; дай мне вестку, моя пташечка! (Кольц.); Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники (Ч.).
Для придания тексту торжественности, риторичности используются обращения, выраженные местоимением 2-го лица с предшествующей частицей о и последующим приложением. Например: Благослови мой долгий труд, о ты, эпическая муза! (П.). Приподнятый, торжественный тон создается и соответствующей поэтической, высокой лексикой вместе с восклицательной интонацией. Например: Благодатное время надежд! Да! Прошедшим и ты уже стало (Н.). Целям стилизации и речевой характеристики героев художественных произведений служат архаические обращения. Например: —А побойся ты бога, человече! — закричал ему Дыма (Кор.); Как взмолится Золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море…» (П.).
Для разговорной, непринужденной речи характерны обращения. образованные повторением одного слова дважды, причем второе слово присоединяется к перзому с помощью частицы а. Например: —Бутусов, а Бутусов! Бутусов! Витя! (Сим.). Непринужденность, близость между говорящими создает обращение, представляющее собой усеченную форму существительного без падежного окончания. Например: В комнате, разогрев кашу на железной печечке, она разделила ее поровну между детьми.— Мам, а ты? — спросила Нина.— Почему ты не положила себе? (Фед.).
Обращения являются средством характеристики лица-собеседника, выражают различное отношение к нему. Это достигается использованием определенной лексики, словообразовательных элементов, определений-эпитетов к обращениям; а при произношении — интонацией. Например: — Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! (Ч.); Мокрохвостые! Сатаны в юбках! До морды тянетесь, а того не понимаете, что это не простая лягушка, а вустрица! (Шол.); На мокрый двор глядела сквозь стекло, шутила: — Ну куда под дождь, беспутный, садись работай, за столом светло (И. Груд.); Она бросилась к Наде, с бега опустилась на корточки и, гладя ее руки, забормотала бессмысленно- страстно: — Ну, Наденька! Ну, миленькая! Ну, пожалуйста, пожалуйста! Прошу тебя, родненькая, хорошая-хорошая! (Фед.).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов