Понятие о предложении. Основные грамматические признаки предложения

«Предложение, — пишет акад. В. В. Виноградов, — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли»
Всякому предложению в русском языке, независимо от его структуры, свойственны общие грамматические признаки: предикативность, модальность и интонация. Предикативность — это отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т. п.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица и наклонения. Предикативность представляет собой широкую грамматическую категорию, которая присутствует во всяком типе предложения независимо от его структуры, в том числе в односоставных предложениях и в словах-предложениях. Например: Солнце греет; Погода стояла прекрасная; Курить вредно; Учиться — наша задача; Вечереет; Стало жарко; Не разговаривать! — Ты идешь в кино? — Нет!
Выражая свои мысли, чувства, говорящий вместе с тем сообщает свое отношение к тому, о чем он говорит. Поэтому в предложении всегда выражается отношение говорящего к содержанию высказывания, т. е., иными словами, в предложении есть указание на желательность или нежелательность, долженствование или условность и тому подобные оценки автора речи. Все эти социально-индивидуальные оценки называются модальными. «Отношение сообщения, содержащегося в предложении, к действительности— это и есть прежде всего модальное отношение» ,— указывает академическая «Грамматика русского языка». Средствами выражения модальности являются грамматические категории наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное), модальные глаголы, модальные слова, модальные частицы, а также особая интонация. Последнее ясно видно в инфинитивных предложениях: Не расти траве после осени; Не цвести цветам зимой по снегу! (Кольц.); Вот вас бы с тетушкою свесть, чтобы всех знакомых перечесть (Гр.).
Важнейшим грамматическим признаком предложения является также интонация сообщения. Слова и словосочетания, объединенные с помощью синтаксических связей согласования, управления и примыкания и совпадающие по своей форме с предложениями, без соответствующей организации их интонационными средствами не представляют собой еще предложения. Словосочетания и отдельные слова становятся предложениями только в том случае, если интонация придает им значение законченного сообщения.
Интонация в предложении имеет грамматическое значение и одновременно с общей категорией предикативности, формирующей сообщение, создает смысловое и грамматическое единство предложения. В этом и заключается принципиальное различие, например, между словом категории состояния пора или именем существительным зима со свойственными им лексическими значениями и предложениями Пора! и Зима в следующих стихах Пушкина
Пора, пора\ Рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах.
(«Граф Нулин») Зима. Что делать нам в деревне?
(«Зима»)
В предложениях, в которых отсутствует предикативное сочетание субъекта и предиката и которые обычно называются предложениями нерасчлененного типа, только интонация является грамматическим средством оформления этих единиц устной речи в предложении. Ср., например, такие предложения: Ну и ну! Еще бы! То то! и т. п. Различиями в цели сообщения и связанной с ней интонацией определяются все основные функциональные и модальные типы предложений в русском языке — предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Таким образом, основными грамматическими признаками предложения являются предикативность (отнесенность содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому и оценка им содержания сообщения) и интонация сообщения.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов