Понятие о бессоюзном сложном предложении

Бессоюзным называется такое сложное предложение, объединение частей которого осуществляется без посредства союзов, но при помощи иных синтаксических средств, среди которых важное место занимают интонация, порядок следования частей, формы вида, времени и наклонения глаголов-сказуемых, местоименное слово в одной из частей предложения, лексические и морфологические элементы, становящиеся синтаксическими, и др.
Отсутствие в бессоюзном предложении такого важнейшего формального показателя связи частей, как союзы, в какой-то мере возмещается интонацией. Интонация проявляется лишь в звучащей речи (фиксирование ее на письме при помощи знаков препинания весьма приблизительно и условно), поэтому бессоюзные предложения широко бытуют в речи устной, произносимой, в таких контекстах, которые рассчитаны на слушателя (например, в разговорной речи, в ораторском, публицистическом стиле). В связи с усиленным интонированием бессоюзные предложения оказываются экспрессивными, динамичными. Отсутствие союзов восполняется при звучащей речи также всей ситуацией, мимикой, жестом и т. д. Характерно, что М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают… Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем составлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться» Итак, красноречие, необходимое в ораторской публицистической речи, несовместимо с неумеренным использованием союзов. Л. А. Булаховский отмечает: «Отсутствие или бедность союзов и союзных слов может быть в языке или признаком примитивной структуры, или же, на фоне развитой системы союзов, когда употребление их сокращается сознательно и заменяется другими средствами языка, в особенности специальными приемами тонирования,— чертою стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной легкости и изящества» . Интересно замечание А. П. Чехова по поводу пьесы одного автора: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например, «ведь ты знаешь, что курить здесь нельзя». В пьесах надо осторожней с этим что» . Чехов предостерегает от излишнего пользования союзами в пьесе, т. е. в речи диалогической, звучащей, при реализации разговора. Вообще разговорная речь легко до-пускает бессоюзные структуры. Ср.: Ты взял конверт — я тебе приготовила? — в речи разговорной вместо: Ты взял конверт, который я тебе приготовила?..- Поставь на место вазу, разобьется — будешь отвечать; Не бери конфеты: никто не разрешал; Я вижу, он идет и т. д. и т. п. Ср. также: Жаль, меня не было, я бы за-претил (Аж.); Иди ко мне на квартиру, жена тебя покормит (Шол.); Я дам кое-что, у меня есть… сперва самое простое, по географии, по химии (Леон.).
Чем больше дает ситуация, а также жест, мимика и т. д. для понимания предложения, тем меньше требуется формально-грамматических средств в его построении, тем менее нужны союзы. Некоторые же бессоюзные предложения, в частности выражающие перечислительные отношения, свойственны спокойному описанию, например: Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны (J1. Т.) (последняя часть этого сложного предложения присоединена заключающим союзом и); Где-то за рекою уныло скрипела арба, посвистывали суслики (М. Г.).
Интонация служит синтаксическим средством связи частей любого сложного предложения, в том числе и бессоюзного. Так, в предложении Преподаватель вошел — студенты встали первая часть обладает интонацией незаконченности, что свидетельствует о необходимости второй части. И только все бессоюзное сложное предложение в целом имеет интонацию законченного сообщения. Интонация в бессоюзном предложении имеет, кроме чисто синтаксической, еще и смыслоразличительную функцию. Так, в предложении Преподаватель вошел — студенты встали части в своей последовательности указывают на причину и следствие, а в предложении с другой интонацией: Студенты встали: преподаватель вошел — (при перестановке частей) первая часть указывает на результат действия, а вторая — на причинное обоснование действия.
На слух легко различаются по крайней мере четыре типа интонации в бессоюзных предложениях:
перечислительная: Прозвенел звонок, преподаватель вошел в аудиторию, студенты встали, потом все сели, лекция началась; сопоставительная: В понедельник лекция, в среду семинар; обусловленности: Преподаватель вошел — студенты встали; объяснительная: Студенты встали: преподаватель вошел. В некоторых бессоюзных предложениях можно наблюдать в одной из частей такой синтаксический элемент, который непременно требует своего распространения, восполнения второй частью. Взаимосвязь, взаимообусловленность частей таких предложений очень сильна, предложения представляют собой тесное структурное единство, например: Я очень рекомендую вам: изучайте русскую литературу, это вам поможет (М. Г.). Глагол рекомендую в первой части, сильного управления, непременно требует своего восполнения, в данном случае — второй частью предложения. Или: Бывает и так: человек по-своему прав, а по- моему подлец (Сим.). В первой части предложения наречие так требует пояснения, конкретизации при помощи второй части.
В бессоюзных предложениях другого структурного типа нет таких явных показателей взаимообусловленности частей. Связь частей менее тесная, чем в предложениях первого типа, например: Над словом у нас работают мало, язык плохой, писателя от писателя трудно отличить, нет характерного языка, нет того, чем, например, Лескова легко отличить от Глеба Успенского или Г аршина — от Бунина (М. Г.); Бытование языковых ошибок в печати покоится на обоюдном отпущении грехов: писатель смотрит сквозь пальцы на ошибки газеты, она — на ошибки писателя (Фед.). В обоих этих предложениях нет тех структурных элементов, которые непременно потребовали бы другой части.
Поскольку в бессоюзном предложении отсутствует формальный показатель сочинения или подчинения — сочинительные и подчинительные союзы, то не представляется возможным говорить о грамматическом сочинении или подчинении в бессоюзном предложении. Однако смысловые отношения, близкие к тем, которые наблюдаются при сочинении и подчинении частей сложного предложения, можно наблюдать и при бессоюзии. Поэтому уместно говорить о синонимии бессоюзных предложений и некоторых типов сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. С этой точки зрения все бессоюзные предложения делятся на две группы; предложения с однотипными (однородными) частями и предложения с разнотипными (разнородными) частями. Предложения с однотипными частями синонимичны сложно-сочиненным, например: Сыпался и хлюпал неуемный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья (М. Г.). Такому предложению может быть синонимично сложносочиненное с союзом и. Предложения с разнотипными частями синонимичны сложноподчиненным, например: Работа литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать» (М. Г.). Такому предложению может быть синонимично сложноподчиненное с при-чинным союзом потому что, так как.

Предложения интернет-магазинов.