Основные способы русского словообразования

В современном русском языке активно действуют четыре способа словообразования: лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и морфологический. Три первых способа играют подчиненную роль в жизни языка и менее активны, чем основной — морфологический.
При лексико-семантическом способе словообразования нового слова не создается. Звуковой вид слова остается прежним, но у него развивается новое значение, совершенно не связанное с основным, первоначальным. Различные значения первоначально одного и того же слова превращаются в разные слова. Посредством лексико-семантического способа возникают слова-омонимы, такие, как слог (часть слова) и слог (стиль), баба (женщина)—баба (молот)—баба (пирожное, ср. ромовая баба), зайчик (уменьш. к заяц)—зайчик (солнечный блик), колоть (вонзать, всаживать острие оружия)—колоть (рассекать на части, раздроблять), пионер (человек-первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации) и др.
Новое значение, развившееся в слове-омониме, обычно приводит к изменению и в его морфемном составе. Так, существительное зайчик (уменьш. к заяц) имеет нулевое окончание (-) и производную основу, в которой по соотношению со словом заяц выделяется словообразовательный суффикс -ик, в слове зайчик (солнечный блик) выделяется только нулевое окончание, а все остальное входит в состав непроизводной основы, поскольку в общенародном языке оно не соотносится со словом заяц (небольшой зверек отряда грызунов).
При лекскико-синтаксическом способе словообразования происходит слияние сочетания слов, часто употребляющихся рядом, в одно самостоятельное полнозначное слово. Сочетание слов как бы срастается в одно слово, поэтому иногда этот способ называют сращением. Этот способ можно считать наименее продуктивным для современного языка. С его помощью возникли слова сумасшедший — из с ума сшедший, заблагорассудится — из за благо рассудится, сейчас — из сей час, сегодня — из сего дня, скоропортящийся — из скоро портящийся, здраво-мыслящий— из здраво мыслящий и некоторые другие.
При морфолого-синтаксическом способе слово одной части речи (например, прилагательное мороженое, ср. мороженое мясо) становится словом другой части речи (существительным мороженое, ср. сливочное мороженое, фруктовое мороженое). При таком переходе слова происходит изменение в его значении и частичное изменение в его грамматической природе. Существительное получает только один род, согласует с собой определение в роде, числе и падеже, но сохраняет при склонении прежние окончания прилагательного. Морфолого-синтаксическим способом возникли такие слова, как набережная, портной, приданое, мостовая, шампанское, суть (существительное), некоторые междометия: чу, пли!, долой! и др.
Ведущую роль в русском словообразовании играет морфо-логическое словообразование. В отличие от первых трех способов, которые связаны прежде всего с обязательным изменением в значении слов и тем самым с лексикологией, морфологическое словообразование представляет собой истинное словообразование, т. е. создание новых слов посредством сочетания морфем (морфемой называется значимая часть слова).
Слово чернильница, например, состоит из трех морфем: корня черниль-, суффикса -ниц- и окончания -а. Каждая из этих морфем имеет свое значение: корень черниль- является основным носителем смысла слова, суффикс -ниц- уточняет и дополняет его значение (посредством этого суффикса образуется название вместилища чего-то), окончание -а, сопровождающее суффикс -ниц-, оформляет слово как существительное женского рода в именительном падеже единственного числа.
При морфологическом словообразовании новые слова возникают на материале уже известных слов и словообразовательных морфем, которые существуют в языке (подробнее см. § 108).
Комбинируя различные основы и словообразовательные морфемы, уже существующие в языке, зная законы их сочетаемости, можно создавать новые слова.
Чтобы подробно изучить морфологическое словообразование русского языка, необходимо знать состав русского слова и его значимые части — морфемы.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов