Образующая (производящая) основа

Организующим звеном словообразования в современном русском языке является образующая основа. Если учитывать только морфемный состав слова, то можно предположить, что слова ловкач и ловчила, поскольку они имеют одинаковый корень ловк- и ловч- (в корне чередование к/ч), образованы от одного и того же слова. Так ли это?
В современном языке ловкачом называют человека ловкого, изворотливого, следовательно, основа в слове ловкач производная, мотивированная. Производная основа ловкач(-) распадается на две морфемы: словообразующий аффикс -ач и непроизводную основу ловк-. Для современного языка слово ловкач соотносится с прилагательным ловкий и является его суффиксальным производным.
Что касается слова ловчила, то оно обозначает не просто ловкого человека, а человека, действующего ловко, изворотливо, не совсем благовидными способами, иными словами, ловчила — это тот, «кто привык ловчить». Значит, слово ловчила образовалось непосредственно от глагола ловчить посредством суффикса -л(а). Что касается основы ловчи-(ть), то она также является не корневой, а производной и образовалась посредством словообразующего суффикса -и-(ть) от прилагательного ловкий.
Следовательно, сам акт образования слов ловкач и ловчила можно изобразить в виде такой схемы: ловк-ий-+ловк-ач(-)\ ловч- и-ть->ловчи-л-а.
На примере слов ловкач и ловчила видно, что слова с одинаковым корнем могут быть произведены от разных образующих основ.
Образующей основой (ее иногда называют также про-изводящей) называется такая основа, от которой осознается образованным данное слово.
В роли образующей основы могут выступать как непроизводные, так и производные основы.
Установить слово, с которым непосредственно как с образующим соотносится данное и от которого оно производится, очень важно и для правильного образования слова, а иногда и для его орфографии.
Морфемный анализ слова дает представление о тех морфемах, которые выделяются в слове, но не о том, как, каким способом, в какой последовательности они объединились в единое целое. На все эти вопросы способен дать ответ словообразовательный анализ.
Для того чтобы иметь правильное представление о структуре слова, порядке присоединения словообразующих и формообразующих аффиксов, не следует анализ слова начинать с выделения корня. Первым следует выделить в слове окончание и лишь после этого приступать к постепенному выделению в слове других служебных аффиксов в порядке от конца слова к его началу. При этом очень важно иметь в виду производный характер основы и ее связи с производящей основой.
Морфемный анализ устанавливает в словах возраст, проход, прилет, вывих, срез, подвоз нулевое окончание (-), приставки воз-, про-, при-, вы-, с-, под- и корневые морфемы -раст-, -ход-, -лет-, -вих-, -рез-, -воз-. Однако все эти слова образовались не с помощью приставок. В роли образующей основы для этих слов выступали приставочные глаголы возвратить, проходить, прилететь, вывихнуть, срезать, подвозить, из которых в процессе образования были изъяты чисто глагольные суффиксы.
В парах плановик и планировщик, музыкант и музыкальность, врун и врунишка непроизводные основы одинаковы: план-, му- зык-, вр-. Однако образующие основы для этих пар были разными: плановик образовалось от основы прилагательного плановый посредством суффикса -ик(-), планировщик от основы глагола планиров-ать посредством суффикса -щик(-), музыкант от основы существительного музык-а посредством суффикса -ант(-), музыкальность — от основы прилагательного музыкальный — по-средством суффикса -ость, врун — от глагола врать — посредством суффикса -ун(-), а врунишка — от существительного врун(-) Посредством суффикса -ишк(а).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов