Морфологический принцип русской орфографии

В русском письме ведущим принципом правописания отдельного слова является не фонетический (хотя фонетические написания имеются) и не традиционный (хотя и такие написания есть), а морфологический. Как уже говорилось, при использовании этого принципа на письме сохраняется во всех случаях один и тот же графический облик значимых частей слова — морфем, несмотря на то, что их произношение оказывается в разных положениях неодинаковым. Разъясним на примерах.
Обратимся сначала к корневым элементам. Звуковой облик корня столб может меняться. Ср.: столбик и столб (произносим [столп]), столбы (произносим [стллбы]), столбовой (произносим [стълблвой]). Графический же вид этого корня на письме сохраняется неизменным. Ср. также: стены и стена, козы, коза и коз, вёсны и весна и т. д.
Как показывают примеры, «сомнительные» гласные и согласные «контролируются» словами, в которых эти звуки выступают в своем истинном качестве. Слова, используемые для проверки, называются опорными написаниями. В приведенных выше примерах опорными являются столбик, стены, козы.
На основе морфологического принципа сформулировано главное правило правописания гласных и согласных: в безударном положении пишется та гласная буква, которая выступает в данном корне под ударением; истинный характер согласной буквы выявляется в положении перед гласными и сонорными согласными.
Единство написания при разнице в произношении распространяется и на приставки. Так, неударная приставка под- имеет разные произносительные варианты:
[пАд] — подрезать [пЛт ] — подшить
[пъд] — подлокотник [път] — подхватить
Но на письме, согласно морфологическому принципу, эти варианты приставки обозначаются во всех случаях одними и теми же тремя буквами (потому что есть опорные написания для данной приставки: подпол, подданный, подкуп и др.).
Использование морфологического принципа для написания приставок можно проследить и на примере приставки про-: проиграть (проигрыш), прописной (пропись), пропустить (пропуск), прорезать (прорезь) и т. д. Ср. также написание других приставок: подносчик и подкопаться, надлом и надпись, вбить и вскрыть, отдать и открыть. К более сложным случаям относится написание приставок пре- и при-. Но и здесь действует морфологический принцип. Это разные приставки, каждая из них имеет свои значения, которые и определяют их употребление. Отсюда: приёмник—преемник, прибрежный—преспокойный, придать (дать дополнительно) — предать (изменнически выдать, подвергнуть действию чего-нибудь, отдать), приврать — превратить и т. д. Правда, не всегда значение приставок пре- и при- (особенно приставки пре-, старославянской по происхождению) отчетливо осознается. К таковым относятся, в частности, слова преследовать, презирать, пребывать (находиться), пресмыкаться, преклоняться и др.
В написании суффиксов также осуществляется принцип обозначения неударяемой гласной в соответствии с тем, какая буква пишется, если этот слог выступает под ударением. Например, в словах липовый, гороховый, ореховый и т. д. в безударном положении пишется -ое-, потому что есть ударный вариант: дубовый, столовый, бордовый, кедровый и т. д. Суффикс -лив- прилагательных всегда имеет букву и, так как существуют аналогичные образования с ударным суффиксом. Ср. драчливый, сварливый, трусливый и заботливый, приветливый, понятливый.
Безударные окончания существительных обозначаются так же, как и ударные, хотя гласные в безударном положении произносятся иначе. Ср. стеной и миной, на стене и на мйне, под окном и под нёбом, на столах я на пальцах, словами и зёрнами.
Следует отметить, что безударные гласные в суффиксах и окончаниях далеко не всегда имеют опорные варианты, что создает нередко определенные трудности и заставляет иметь в орфографии дополнительные правила и рекомендации.
Морфологический принцип как ведущий принцип написания слов, несмотря на то, что он проводится не во всех случаях, представляет собой ценнейшее качество нашей орфографии. Во-первых, огромное количество написаний при этом сохраняет связь с произношением (по подсчетам А. Н. Гвоздева — около 90%) Во-вторых, морфологический принцип письма направляет внимание непосредственно на лексически значимые элементы языка. В-третьих, морфологическое письмо позволяет без всяких затруднений оформлять новые слова языка и авторские неологизмы: прилуниться, программирование, киномученик (Ильф и Петров), пианинить, юбконосица (Маяк.), яснолобость, первоэшелонно (Евтуш.). В-четвертых, обращение к морфемам слова помогает понять, как, каким путем образовано данное слово. В-пятых, единообразное оформление слов на письме способствует распространению и укреплению литературного языка как высшего достижения речевой культуры народа.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов