Косвенное дополнение

1. Косвенное приглагольное дополнение
Косвенные дополнения выражаются формами винительного падежа с предлогами в, за, на, о, под, а также формами родительного, дательного и творительного падежей без предлогов и формами родительного, дательного, творительного и предложного падежей с предлогами (из, от, с, у, для, до, без — предлоги родительного падежа; к— предлог дательного падежа; за, с, над, перед — предлоги творительного падежа; о, в, на — предлоги предложного падежа).
Косвенные дополнения могут передавать различные значения объектных отношений. Наиболее распространенные объектные отношения связаны со следующими значениями.
Выделяется группа глаголов с управлением в творительном падеже, при которых дополнения обозначают необходимые объекты, на которые направлено действие (например, интересоваться искусством, увлекаться спортом, руководить кафедрой, командовать ротой и т. п.). Значения этих косвенных дополнений близки к прямым. Например: Мне казалось странным, что она все еще продолжала интересоваться нарядами (Ч.); Тогда он увлекался театром: куда бы ни попадал, не пропускал ни одного спектакля, ни драмы, ни оперетки (Бобор.); Повелительные ноты, звучавшие в его голосе, опять показали ей способного руководить людьми человека (Г. Ник.).
Глаголы со значением достижения, соприкосновения имеют при себе дополнение в родительном падеже, которое указывает на достижение чего-либо, на соприкосновение с чем-либо (добиться успеха, коснуться двери, достигнуть цели и т. п.). Например: Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля (JT. Т.); Я быстро перехожу залу и достигаю платформы (С.-Щ.).
Дополнение при глаголах мысли, речи, управляющих предложным падежом с предлогом о и винительным с предлогом про, выражает общее отношение к объекту. Особенно наглядно это значение выступает в сравнении со значением прямого объекта при глаголах мысли, речи. Ср.: рассказать о новой кинокартине, рассказать про новую кинокартину и рассказать новую кинокартину; сообщить о новостях, происшедших за день; сообщить про новости, происшедшие за день, и сообщить новости.
В косвенных дополнениях разнообразны значения косвенного объекта, т. е. такие значения, которые в сравнении с прямым объектом выявляют менее тесные отношения между действием и косвенным объектом. Эти отношения могут характеризовать целевые отношения в дательном падеже или в родительном с предлогом для (ср.: писать письмо сестре — писать письмо для сестры), совместность действий в творительном падеже с предлогом с (например: готовить уроки с дочерью, беседовать с товарищем и т. п.), указывать на название орудия или средство действия, выражаемое творительным падежом (например: рубить полено топором, стучать палкой, писать авторучкой и т. п.), на превращение предмета или вещества (это значение выражается винительным падежом с предлогами в, ие; например: превратить лед в воду, разделить мандарин на дольки и т. п.) и т. д.

2. Приименное дополнение
При членах предложения, выраженных именами прилагательными и именами существительными, могут быть дополнения.
В качестве дополнений при именах прилагательных выступают имена существительные, местоименные существительные и субстантивированные формы. Эти дополнения обозначают лицо или предмет, по отношению к которому обнаруживается тот или иной признак.
Дополнения при именах прилагательных могут употребляться в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Так, наиболее распространены дополнения в формах родительного, дательного и творительного падежей без предлогов и в формах родительного падежа с предлогами от и для, дательного с предлогами к и по, винительного с предлогом на, творительного с предлогом с и предложного падежа с предлогом в. Например: Пароход, отходящий от Английской набережной, до того полон пассажиров, что многие из них должны стоять всю дорогу на ногах (Гарш.); Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало (Тютчев); Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей (Ч.); Ростов с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты.; Когда расходились на просторе «романтики», то все догадались, что стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка (Бел.); Сентиментальную и доверчивую толпу можно убедить в том, что театр в настоящем его виде есть школа. Но кто знаком со школой в истинном ее смысле, того на эту удочку не поймаешь (Ч.).

3. Принаречное дополнение
При членах предложения, выраженных наречиями, могут быть дополнения. В роли дополнений выступают существительные или местоимения с предлогами и без предлогов. Они обозначают лицо или предмет, по отношению к которому проявляется признак, названный наречием. Например: Она одна молчит, идет старательнее и хуже всех (Бун.); Канцелярия была довольно обширная, в ней было много столов, занятых спящими, но и свободные были, я мог даже из них себе выбрать подальше от огня, поближе к окну и воздуху (Пр.).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов