Использование междометий

Междометия как слова, связанные с выражением разнообразных эмоций и волевых побуждений человека, широко используются в устно-бытовой, а также в различных жанрах художественной и публицистической речи. В обычном устно-обиходном употреблении они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношению к фактам действительности.
Значительна и разнообразна и роль их в литературе. Введенные в ткань произведения, междометия не только передают чувства и состояние автора или героя — гнев, радость, сомнение, сожаление, усталость, по и усиливают эмоциональность высказывания.
Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы. Например: Эка погодка! В легоньком пальте теперь—ай-ай! (А. Остр.); Л как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так что… ах! (А. Остр.); Пусть не удастся, не выйдет, — ничего. Если же удастся— ого! (Фурм.).
Будучи целиком связанными с выражением чувств и воли человека, междометия в значительной своей части стилистически окрашены. Поэтому использование их не только передает особенности живой речи, богатой эмоциями, но и сообщает контексту то или иное стилистическое звучание. Живость, непринужденность, грубоватую экспрессию и т. д. подчеркивают или усиливают междометия айда!, батюшки!, господи!, и!, тьфу!, эхма! и др. Например: Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-пороха, хоть ложись да помирай (Ч.); —Они рассердившись,— засмеялся мужчина.— Фу-ты, ну-ты, испугался! Даже поджилки трясутся (Ч.).
В произведениях поэтов, тяготеющих по тону к патетике, напряженному лиризму, а в области словесных средств — к высокой и книжной лексике, можно встретить стилистически высокое междометие о! Это междометие, усиливая выразительность риторического обращения, восклицания, одновременно способствует созданию торжественности, приподнятости. Например: О, есть костер, которого не смеет коснуться ни забвение, ни страх (Ахматова); О, не впервые странных встреч я испытал немую жуткость! (А. Б.); О, что полцарства для меня! Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за пол мгновенья с человеком, любимым мною (Б. Ахмадулина).
Нередко междометия играют важную роль в характеристике персонажа. Пустая восторженность Репетилова, способного, как это следует из его же собственных слов, только «шуметь», естественно выливается в восклицания, пересыпаемые междометиями: —… Во-первых, князь Григорий!!. Ты не знаком? О! познакомься с ним. Другой — Воркулов Евдоким; ты не слыхал, как он поет? О! Диво!; …Ах! Скалозуб, душа моя… Часто в речи Авессалома Владимировича Изнуренкова междометие ах!, характерное для этого кипящего энергией и эмоциями персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Обилие междометий наряду с бедностью других речевых средств в лексиконе того или иного персонажа характеризует языковую (одновременно и умственную) убогость этого персонажа. Такова знаменитая Эллочка Щукина из романа «Двенадцать стульев», легко обходившаяся тридцатью словами, из которых три — хо-хо!, подумаешь!, ого! — составляли междометия.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов