Вставные конструкции

Вставными конструкциями называются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают добавочные, попутные замечания к основному содержанию предложения. От вводных слов, сочетаний и предложений они отличаются тем, что не выражают отношения говорящего к высказанной в предложении мысли. Синтаксически вставные конструкции могут быть самостоятельными предложениями, что также отличает их от вводных. Им свойственна особая интонация включения: в местах разрыва основного содержания делаются большие паузы. Вставные предложения характеризуются интонационной целостностью, присущей самостоятельному предложению. От вводных вставные предложения отличаются также и местоположением: они не употребляются в начале предложения, чаще стоят в середине, а иногда в конце предложения. Например: Как он старался! Но зато и костюм —что бы там ни говорили! — получился замечательный (Кат.); Но внезапная печаль мешала ей насладиться шумный прологом успеха: Кирилл не поднял на нее глаз и, наверно, совсем исчез теперь из клуба — есть ведь более важные дела, чем любительские спектакли! (Фед.).
Вставные конструкции могут быть выражены различными словами, сочетанием слов и разными видами предложений.
1. Вставные предложения, включенные в основное предложение без помощи союзов. Например: Крылова надо причислять к тем непрофессионалам-писателям, у которых литератор должен учиться русской речи, искусству стиля (к таким непрофессионалам-писателям принадлежит, например, Илья Репин) (Фед.).
2. Вставные предложения, включенные в основное предложение с помощью сочинительных союзов а, да, и, или и др. Такие предложения носят характер присоединительных конструкций, помещаются после тех слов, к которым относятся, и выражают попутные замечания, которые иногда противоречат тому, о чем сообщается в главном предложении. Например: За месяц до нашего несчастья он купил мне серьги, тихонько от меня (а я все узнала), и радовался, как ребенок (Дост.); Не могу не вспомнить, что приблизительно в это время,— или несколько ранее, в 1928 году, что не так уж существенно,— мы выступали в том же номере в Ленинграде, на эстраде сада отдыха, в присутствии А. М. Горького (Н. Черк.).
3. Вставные предложения, включенные в основное предложение с помощью подчинительных союзов и относительных слов. От придаточных они отличаются интонационной самостоятельностью, своим присоединительным значением и тем, что имеют характер попутного замечания. Например: Как я радовалась, когда она, презрев наконец-то домашние заботы, свободная и от очередной каторжной поденщины (которую у нас на Зее в те годы не так-то просто было получить), собиралась по ягоды или по грибы (Копт.).
Вставные конструкции могут относиться ко всему предложению в целом или отдельным словам, быть связанными с ними синтаксически, иметь форму членов предложения. Например: Это был литейщик Вокун, поднимавший руками (когда неудобно было поддеть краном) сорокапудовые отливки (Фед.); Вашей сестре (или сестрам, если они обе в Москве) привет и пожелание счастья (Ч.).
Вставные конструкции, как и вводные, не являются принадлежностью одного какого-либо речевого стиля. Используя их, автор добивается сжатости повествования при большой смысловой насыщенности. Это могут быть целые рассуждения, отступления, развернутые экскурсы, которые весьма существенны для понимания сообщения в целом. Например: И белел над городком, прочно возвышался на городском зеленом валу собор, бродили под пожарной каланчой (в первый год революции на этой самой каланче вместо разбежавшихся пожарных уездное новое начальство заставило дежурить городских попов) исправниковы и Протопоповы индюшки (Сок.-Мик.).
Вставные конструкции уточняют, конкретизируют содержание отдельных слов или выражений, расширяя или сужая их значение. Например: Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи) (А. Ф. Кони); Вчера ходил гулять (в общерусском, а не клинском понимании этого слова) (Гайд.).
Вставные слова и сочетания слов могут быть эквивалентами употребленных в предложении слов и выражений, например: Метод «радиокип» — большое подспорье геологам, и его широкое внедрение принесет немалую экономию при решении таких задач, как картирование (составление геологических карт), поиски вод, выявление карстовых пещер, и многих других (из газет); Высказана гипотеза, что при ударе метеоритов о лунную поверхность могут образоваться алмазы и коэсит (разновидность кварца высокой прочности) (из газет); комментариями к именам собственным, например: Впрочем, природа Ольстера (так называют Северную Ирландию ее жители) и впрямь живописна (из газет); обращениями к читателю, слушателю, например: Оказывается, чертополох очень красив. Из высокой каменной вазы — знаете, та-кие бывают в старинных парках, — стройно вытянулся его пушистый, тщательно обработанный и засушенный куст (из газет); риторическими вопросами, например: Я взял лишь внешние приметы воспитанности, то, что называется правилами хорошего тона (а почему наш тон должен быть плохим?), но если говорить о воспитании, то можно идти дальше (Сол.); авторскими ремарками, например: — Ты, товарищ Давыдов, оставь нас на полчасика, мне вот с этим чудаком (жест в сторону Нагульнова) потолковать надо (Шол.).
Вставные конструкции могут заключить в себе прямую речь, которая разнообразит авторское повествование, оживляет его, например: Готовы все юнкера, наряженные на бал («Что за глупое слово, — думает Александров, — «наряженные». Точно нас нарядили в испанские костюмы») (Ч.).
Рассматриваемые конструкции могут указывать на место и время действия, детализировать обстановку, например: Рубан известен и картинами (от Музея Арктики и Антарктики в Ленинграде до Третьяковки в Москве), и книгами — своеобразными путевыми дневниками, в которых автор текста неотделим от иллюстраторов (из газет); Станции Фонтанов ничем особенно не отличались друг от друга (сады, дачи, крутые спуски к морю, заросли дрока, разрушенные ограды и снова сады), кроме разного запаха и разной густоты воздуха (Пауст.).
€ помощью вставных конструкций автор может выразить разнообразные чувства — удивление, восхищение, радость, иронию и т. д., например: С проводов — какая быстрота! — инея окалина снята (И. Груд.); Один пессимист, затесавшийся в наши ряды и замерзший больше других именно потому, что был пессимистом (так ему и надо!), увидев название ресторана, неясно запел (Л. Т.).
Вставные конструкции могут быть средством раскрытия не-высказанных мыслей, мотивировки действий, поступков героев, например: Убьют, конечно, не одного Пастухова. Может быть, убьют Гривнина. Или Доросткову с ее рыцарем Торбиным (где прячется сейчас эта трогательная пара?). Или вот этого славного парня Рагозина (утешающего себя тем, что над крышами Москвы зачем-то носятся советские самолеты,— разве что вдогонку за немцами). Или вот этого чудака, уткнувшего нос в книгу (интересно, все же, что его так увлекает? — не полагает ли он черпнуть мужества в священном писании?) (Фед.); Напротив того, Павел поблагодарил мать холодно («точно укусить хотел»), тотчас же вышел в отставку («так, без материнского благословения, как оглашенный, и выскочил на волю!») и поселился в Дубровине (С.-Щ.).

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов