Звук и фонема

Слог в свою очередь членится на еще более мелкие единицы. Так, мы легко выделяем в односложном слове дом составляющие его звуковые элементы: д, о, м. Так же легко мы можем расчленить любое слово, в том числе и незнакомое нам; не зная, например, значения слова видимы вместе с тем осознаем те единицы, из которого оно состоит,— в, а, д, и.
Самые мелкие единицы звучащей речи, элементы, на которые в конечном счете распадается человеческая речь, называются звуками. Звуки — это простейшие единицы, которые можно выделить в языке.
Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Поэтому их можно рассматривать, с одной стороны, как явление физическое и изучать в акустике. С другой стороны, сам речевой аппарат, его физиологическое устройство тоже может быть объектом науки. Но языкознание изучает звуки речи в первую очередь со стороны их функции в языке, интересуется тем, в какой мере они связаны с различением смысла слов и их форм, определяет, все ли звуки в одинаковой степени важны для языка как средства общения.
В языке звуков очень много, их количество далеко не исчерпывается и не ограничивается тем числом, которое называется, например, в школьном учебнике по русскому языку. Поясним на примере. Есть слова лес, леса, лесовод. В корне лес- мы пишем во всех случаях букву е. Однако звуки, обозначенные этой буквой, разные. В слове леса произносится звук, средний между [и] и [э] (в транскрипции этот звук обозначается значком [и9]), а в слове лесовод на месте все той же буквы е произносится очень краткий звук, близкий к [и], но не [и] (в транскрипции обозначается значком [ь] . 
В том же слове лесовод на месте первого О произносится звук, похожий на [а], близкий к [а], и все-таки не звук [а] (этот звук в транскрипции принято обозначать значком [Л]).
Оказывается, что в языке есть не только звуки [э], [о], но и звуки [и ], [ь], [Л] и что состав букв в словах очень часто не соответствует звуковому составу того же слова.
Возвратимся к словам лес, леса, лесовод. Как уже говорилось, в корне лес- выступают разные по качеству гласные звуки. Но несмотря на это, наша мысль связывает эти различные звуковые комплексы с одним и тем же явлением действительности — «лесом». Появление звуков [иэ] и [ь] в словах леса и лесовод на месте буквы е не изменяет значения корня лес-.
С другой стороны, сравнивая слова мел, мол, мил, мул, приходим к выводу, что появление нового звука создает новое слово: разные звуковые комплексы связываются в нашем сознании с разными объектами действительности. Еще пример: звуковые комплексы мел и мель разные; разность их создается тем, что в первом случае звук [л] твердый, а во втором — звук [л] мягкий. За этими разными звуковыми комплексами закреплены разные объекты действительности. Значит, [л] и [л’] различают слова
Как можно видеть, одни звуки языка участвуют в различении слов, другие этой функцией не обладают. Исходя из этого, в научной фонетике наряду с понятием «звук» выдвинуто понятие «фонема». Фонема —тоже звук. Однако не любой звук есть фонема. Ф о- немой является только такой звук, который используется в языке как различитель слов и их форм. Возвращаясь к вышеприведенным примерам, делаем вывод, что звуки [э], [о], [у], [и], [л], [л’] являются фонемами, а звуки [иэ], [ь], [А] таковыми не являются. Последние рассматриваются как варианты фонем, т. е. такие произносимые в языке звуки, которые не используются для различения слов и их форм.
Говоря о дифференцирующей функции звуков (фонем), следует подчеркнуть, что звуки (фонемы) не относятся к тем средствам языка, которые различают смысл слов как таковой. «Между звучанием и значением слов и морфем есть безусловно самая тесная и неразрывная связь. Однако эта связь не прямая» . Звуки только указывают на разные значения, на различие внешних оболочек слов и морфем, но «не раскрывают существа различия их смысла»3.
Число фонем в разных языках различно, но в каждом языке оно строго ограничено. Сколько фонем в современном русском языке? Единой точки зрения на количество фонем в современном русском языке до сих пор нет. Разные ученые, принадлежащие к 
разным фонетическим школам, выдвигают разное количество фонем, которое колеблется в пределах от 43 до 39
Мы исходим из того, что в современном русском литературном языке есть 43 фонемы (6 гласных и 37 согласных):

Если сравнить фонемный состав и алфавит, то окажется, что- 1) количество букв и фонем не совпадает; 2) в списке фонем отсутствуют .имеющиеся в нашем алфавите буквы е, ё, ю, я, ъ, ь;
3) в списке фонем есть [ж’], [ш’З, в алфавите же подобных букв нет.
И вместе с тем наше письмо отражает звуковую систему языка. Если бы это было не так, наше письмо не могло бы использоваться как средство общения.
Попробуем разобраться в этих кажущихся расхождениях между звуковым составом и системой букв.
I. Сразу отметим, что фонем [е], [ё], [я], [ю] нет в языке. Это только буквы. Они обозначают не какие-то новые фонемы, а уже существующие: буква е обозначает фонему [э]
Возникает естественный вопрос: зачем имеются в алфавите буквы, если они обозначают фонемы, для которых в нашей графике имеются специальные буквы? (Буква а обозначает фонему [al буква о — фонему [о], буква у — фонему [у], буква э — фонему [э])
Буквы е, ё, ю, я, обозначая фонемы [э], [о], [у], [а], дополнительно указывают на то, что предшествующая согласная является мягкой. Сравним для примера слова рад и ряд. Во втором слове произносится тот же звук [а] (правда, несколько измененный по этому данный звук рассматривают в качестве разновидности, вэ рианта фонемы [а]). Слова рад и ряд отличаются, таким образом, не гласными звуками, а согласными: фонема [р] в первом слове является твердой, а во втором — мягкой. Для того чтобы показать, что во втором случае выступает не твердая, а мягкая согласная фонема, и используется буква я. То же находим в таких парах слов, как тук—тюк, воз—вёз, сэр—сер.
В других случаях буквы е, ё, ю, я обозначают не один звук, а два: [йэ]. Гйо], [йу], [йа]. Два звука данные буквы обозначают только в определенных положениях:
в начале слова:
—[йа]ма
— [йу] ла
— [йэ] ль
— [йо] жик
яма юла ель
ёжик

после гласных:
— зме [йа]
— по [йу] т
— по [йо] м
— по [йа] т
змея поют поём поят

после разделительных букв ъ и ь:
объять —об[йа]ть
объём —об [йо] м
съезд — с [йэ] зд
солью — СОЛ [йу]
Таким образом, буквы е, ё, ю, я, обозначая соответствующие гласные фонемы, указывают, во-первых, на предшествующую мягкость согласных (если эти буквы идут непосредственно за согласными) и, во-вторых, обозначают кроме соответствующей фонемы и фонему [j] (йот), когда эта фонема выступает в начале слова, между гласными и после разделительных.
Нужно иметь в виду, что все эти элементы связаны. Так, данные буквы не могут обозначать только фонемы [а], [э], [у], [о]. Они обязательно указывают или на предшествующую мягкость согласного, или на фонему [j].
II. В списке фонем отсутствуют также ъ и ь. Эти буквы нашего алфавита вообще не обозначают фонем, они, как говорят, не имеют звукового выражения. Именно поэтому их называют безгласными, непроизносимыми.
Буква ь употребляется для обозначения характера нроизношения других фонем — чтобы на письме показать мягкий согласный. Сравним: мол и моль, дан и дань, кол и коль, пыл и пыль. Во всех данных словах количество фонем одно и то же — три. Четвертая буква (ь) во вторых словах каждой пары обозначает мягкость согласного.
Как показатель мягкости буква может выступать и в середине слова: мальчик, нянька, возьми, гирька и т. д.
Буква б в ряде случаев используется как грамматический показатель: нож и ложь, ключ и ночь, а также слышишь, видишь и т. д.
Буква ъ в указанных функциях не выступает. 
Но буквы ь и ъ имеют и общую функцию — совместно со следующими буквами е, ё, ю, я обозначать сочетание согласного [j] и соответствующего гласного (см. выше). Так, в слове пьеса буквы ье обозначают два звука [jэ], в слове завьём буквы ьё указывают на звуки [jo], в слове отъезд буквы ъе обозначают звуки [jэ]. В указанной функции буквы ъ и ь тождественны, с той лишь разницей, что ъ пишется на стыке приставки и корня или на стыке основ сложного слова (трехъярусный), а буква ь пишется в остальных частях слова. Заметим также, что буква ь указывает на сочетание звука [j] и соответствующей гласной не только тогда, когда за ней следуют буквы е, ё, ю, я, но если за этой буквой идет буква и, иногда о (муравьи, воробьиный, бульон, батальон и др.).
III. В группе согласных фонем имеется фонема [j]. Характеристика букв я, е, ё, ю, ь, ъ, данная выше, должна уже показать, что этот звук распространен в нашей звуковой системе довольно широко, выступает он во многих словах и в разных частях слова. Но для обозначения этой фонемы в нашем алфавите нет специальной буквы. Буква й обозначает эту фонему далеко не во всех случаях (только в конце слова или в конце слога перед согласной — пой, пойте и в редких случаях в начале слова — йог, йод и некоторые другие). Во всех других положениях фонема [j] обозначается, как можно было увидеть, гласными буквами я, е, ё, ю, часто в сочетании этих букв с ъ, ь.
IV. Не следует путать также фонемы [ж], [ш], выступающие, например, в словах жар, шар, жук, Шура и т. д., и [ж’], [ш’], выступающие в таких словах, как щука, пища, жжет, дрожжи и т. д. Первые фонемы являются краткими твердыми, вторые — долгими мягкими.
Фонема [ж] в современном русском языке может произноситься и мягко, и твердо (ср.: жу[ж’]ать и жу[ж]ать). Нельзя, однако, на этом основании считать, что существуют две фонемы [ж] — мягкая и твердая. Твердая фонема [ж]—только звук, выступающий в качестве произносительного варианта фонемы [ж’] — мягкой. Произнесем ли мы [ж’]от или [ж]от (жжёт) значение слова не изменится.Следовательно, [ж’] и [ж] — не разные фонемы.
Фонема [ж’] не имеет специальной буквы в нашем алфавите. Для ее обозначения используется буква ж и пишется дважды (не следует забывать, что буква ж обозначает на письме фонему [ж]): жужжать, вожжи, можжевельник и др.
__ Фонема [ш’] обозначается в нашем алфавите буквой щ: ([ш’]у-ка— щука, [ш’]еки — щеки, гу[ш’]е — гуще и др.). Иногда этот звук может обозначаться сочетанием букв зч и сч. Ср.: [нТ] астье —^счастье, пе[ш’]аный — песчаный, зака[ш’]ик — заказчик, обра[ш’]ик — образчик и др. Вместо [ш’] допустимо произношение [ш’ч’].
§ 69. Принципы разграничения гласных и согласных
В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твердое и мягкое), язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука — выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.
Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. При образовании, например, звука [т] кончик и передняя часть языка движутся к верхним зубам; звук [р] образуется последовательным смыканием и размыканием кончика языка с альвеолами верхних зубов; при образовании звука [у] язык отодвигается назад и задняя его часть высоко поднимается к нёбу, губы при этом сильно вытягиваются вперед и округляются.
Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией. Как уже отмечалось, каждый звук имеет свою артикуляцию, что и позволяет не путать, допустим, звуки (а] и [о], [л] и См], [з] и [к] и т. д.
Но характер звука зависит еще и от того, участвуют ли в его образовании голосовые связки и создаются ли шумы при прохождении воздушной струи через речевой аппарат. При образовании, например, звука [а] голосовые связки принимают участие: их колебанием создается голос, а шумы почти отсутствуют, так как воздушная струя, проходя через речевой аппарат, не встречает достаточно серьезных преград. При образовании звука [б] голосовые связки тоже колеблются (значит, создается голос),но при этом присутствуют и шумы, которые возникают в результате трения воздушной струи о преграду (преградой в этом случае являются сомкнутые губы). Наконец, при произнесении звука [п] голосовые связки не колеблются (значит, голос не образуется), но шумы, создающиеся трением о преграды, очень значительны.
Таким образом, одни звуки состоят из голоса, а другие — из голоса и шума или только шума. В зависимости от этого все звуки распределяются на две основные группы — гласные и согласные. Гласные звуки образуются голосом, для согласных же обязательным является наличие шума. Поясним это положение еще на одном очень показательном примере. Звуки [и] и [j] по артикуляции очень близки— средняя часть языка поднимается к твердому нёбу, только у звука [j] степень подъема несколько больше. Однако звук [и] является гласным (он создается голосом, который и заглушает незначительные шумы, возникающие в полости рта), а звук [j] относится к согласным, так как в образовании этого звука принимают участие, кроме голоса, и шумы, которые не «поглощаются» голосом.

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов