Шпаргалки по русскому языку

Шпаргалки по русскому языку составлены в соответствии с программой данного курса для средней общеобразовательной школы. Могут быть применены для подготовки устных и письменных ответов по русскому языку, для подготовки к зачетам и экзаменам, к выпускным и вступительным сочинениям и изложениям.

Формат: pdf

Шпаргалки по русскому языку

Учащиеся должны продемонстрировать умение при анализе языкового явления учитывать весь комплекс характеристик, позволяющих это явление правильно квалифицировать.
Вопросы 1-3 проверяют способность учащихся к поиску информации в учебно-научном тексте-описании и к составлению на основе этой информации простых выводов относительно предъявленного в художественном тексте материала для анализа.
Заметим, что выводы учащихся можно считать «скрытыми». Рассмотрим это на примере первого вопроса и предполагаемого ответа на этот вопрос. Формулировка вопроса: Какое языковое явление стало причиной путаницы? — требует односложного ответа: омонимия. Этот ответ в данном случае отражает следующую мысль ученика: «Причиной возникшей путаницы является такое языковое явление, как омонимия». Таким образом, правильный односложный ответ является показателем точного, дословного понимания содержания вопроса.
В отличие от вопросов 1-3 в вопросе 4 не предложено основы для формулировки «скрытого» вывода. Учащиеся формулируют полный ответ-обоснование на поставленный вопрос, демонстрируя свою способность к интерпретации: доказательству правильности квалификации языкового явления, обыгранного в диалоге из художественного текста, с опорой на научные сведения, выделенные в тексте учебно- научном. Результатом этой работы должно стать краткое точное описание научного понятия, которое может быть использовано при опознавании этого понятия и различении данного понятия и сходных с ним языковых явлений.
Задание 5 проверяет умение использовать информацию учебно- научного текста для определения соответствия использованного в художественном тексте языкового явления понятию, обладающему определёнными квалификационными характеристиками (группа умений 3). Чтобы правильно выполнить это задание, учащиеся должны учесть при анализе языкового явления весь комплекс характеристик, соответствующих тому понятию, с которым сопоставляется рассматриваемое явление, прийти к соответствующему выводу (отметить ответ «нет») и представить его обоснование «Слова напасть и напасть (не являются лексическими омонимами, так как) относятся к разным частям речи».
Модель 2
Задание 6 проверяет умение определять значение незнакомых слов на основе информации, предъявленной в невербальной (на фотографиях) и вербальной формах, для обозначения явлений действительности (группа умений 2). Другими словами, задание оценивает умение воспринимать информацию, выраженную не только языковыми средствами, но и средствами художественной фотографии, и соотносить эту информацию, применяя знание сведений, поступивших в форме художественного произведения, к анализу образца фотографического искусства. Таким образом, пятиклассники должны продемонстрировать умение «считывать» информацию, представ-ленную в разных формах, и определять, с какой темой связаны эти сведения.
Эта работа, с другой стороны, представляет собой аналог подбора заголовка к тексту, представленному в языковой форме: ученики подбирают «заголовок» к «тексту», представленному в виде зрительного образа — пейзажной фотографии.
И ещё одно важное умение покажут учащиеся при выполнении этого задания — умение точно формулировать понятие путём поиска информации в приведённом тексте.
Модель 3
В задании 7 оценивается умение связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения (группа умений 3).
В ответе на вопрос задания учащиеся демонстрируют понимание необходимости соответствия речи таким важнейшим требованиям, как правильность и точность. Важно, чтобы в ответе было отмечено, что использование слов без учёта их точного лексического значения является лексической ошибкой, то есть ведёт к нарушению её правильности как важнейшему предъявляемому к речи требованию, а также к нарушению такого требования, как точность, характеризующего хорошую речь.
Ученики также должны обосновать необходимость соответствия речи требованиям правильности и точности, обеспечивающим успешную коммуникацию: правильное выражение речи и адекватное её восприятие.
Задание проверяет такие общеучебные умения учащихся, как способность к обобщению и построению на основе этого обобщения со-ответствующих выводов: оно подводит итог работе учащихся с заданиями 9-15 и обнаруживает их умение строить рассуждение.
Таким образом, в ответе в той или иной форме должна быть отражена мысль о важности использования слов в соответствии с их лексическим значением в речи для правильного и точного выражения и восприятия содержания высказывания.
Представленные модели заданий намечают направления оптимизации содержания школьного курса русского языка за счёт актуализации работы по овладению школьниками стратегиями и тактиками работы с информационными текстами.
Следующая работа продемонстрирует возможности использования текстов разных стилей, жанров и типов речи с целью проверки метапредметных умений. Попробуйте соотнести предлагаемые задания с соответствующими группами умений, которые они проверяют.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов