Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы

Это пособие представляет собой обобщенное изложение в таблицах теоретического материала по основным разделам курса русского языка: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Словообразование орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика». В приложении даны разделы «Свойства хорошей речи» и словарь «Изобразительно-выразительные средства языка».
Учебник может быть применен как в учебном процессе, так и для самостоятельного изучения и повторения курса русского языка.

Формат: pdf

Удалено по требованию правообладателя

Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы

No Группа умений. Описание группы умений Проверяемое умение
1 1 — Общее понимание текста, ориентация в тексте Подбирать заглавие к тексту
2 3 — Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из словарной статьи для принятия решения о значении слова в незнакомом кон-тексте
3 3 — Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию, предъявленную в невербальной (на фотографиях) и вербальной (подписи к фотографиям) формах, для формулирования выводов
4 2 — Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации для объяснения языкового явления, описанного в тексте
5 3 — Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию учебно- научного текста для определения соответствия использованного в художественном тексте языкового явления понятию, обладающему определёнными квалификационными характеристиками
6 2 — Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Определять значение незнакомых слов на основе сопоставления информации, предъявленной в невербальной (на фотографиях) и вербальной (в тексте) формах, для обозначения явлений действительности
7 3 — Использование информации из текста для различных целей Умение связать информацию, предъявленную в тексте, со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения

Рассмотрим некоторые модели заданий, проверяющих умение учащихся работать с информационным текстом.
Модель 1.
Учащимся предлагается прочитать несколько текстов и, выполняя задания, обращаться к информации того или иного текста.
Задание 1.
Учащимся 5-го класса предложено ознакомиться с фрагментом предисловия, написанного Михаилом Александровичем Шолоховым к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем (публицистический текст); словарной статьёй из толкового словаря (научный текст); текстом лингвистического содержания из школьного учебника русского языка (учебно-научный текст); фрагментом художественного рассказа Н.И. Сладкова (язык художественной литературы).
Со всеми жанрами текстов пятиклассники знакомятся в школе на разных уроках, встречаются в различных речевых ситуациях вне школьной жизни. И эти обстоятельства актуализируют задачу научить выявлять информацию, содержащуюся в этих текстах, используя приёмы разных стратегий чтения, что, в свою очередь, приведёт пятиклассников к общему пониманию текста, или сориентирует в тексте, или поможет глубоко и детально понять содержание и форму текста, научит использовать информацию из текста для различных целей.
Задания по русскому языку комплексной проверочной работы позволяют проверить разные умения в области читательской компетенции.
Задание 1 проверяет умение определять тему и главную мысль художественно-публицистического текста (группа умений 1). Это важное умение востребовано при работе с текстами разных стилей. Именно от того, насколько точно учащиеся сумеют понять тему и идею текста, зависит правильность интерпретации его основной информации и возможность её использования в дальнейшей работе.
Проверка этого умения осуществляется на основе выбора заголовка, отражающего главную мысль текста. Чтобы правильно выполнить задание, учащиеся должны понять смысл заголовка, представляющего собой яркую метафору, и соотнести эту информацию с информацией, которая содержится в тексте. Таким образом, в процессе выполнения задания учащиеся должны продемонстрировать способность воспринять и правильно использовать информацию трёх текстов: текста задания, своеобразного текста-заголовка и текста — фрагмента статьи.
Задание 2.
Используя текст из толкового словаря о значении слова СЛОВО, необходимо определить, в каких значениях это слово используется в предложенных для информационного анализа предложениях. Предложения представлены в таблице, рядом с каждым из них необходимо записать номер (1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7), соответствующий значению, в котором это слово использовано в данном примере.
Задание 2 проверяет умение использовать содержание учебно- научного текста (текста словарной статьи) для решения учебных задач: определения значения слова в контексте (группа умений 3). Пятиклассники при выполнении этого задания обнаруживают способность «считывать» и использовать основную информацию (толкование значения) и информацию дополнительную — приведённые в словарной статье примеры использования слова в речи. Учащиеся должны также провести анализ приведённых в качестве иллюстраций примеров и соотнести проанализированные примеры с данными в задании — продемонстрировать умение проводить сопоставительный анализ и находить аналогии с целью определения точного значения слова, использованного в контексте.
Задание 3 оценивает умение использовать информацию, предъявленную в невербальной (на фотографиях) и вербальной (подписи к фотографиям) формах для формулирования выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации (группа умений 3).
Чтобы выполнить задание, учащиеся должны соотнести усвоенное содержание учебно-научного текста-рассуждения с иллюстрациями, подписи к которым можно использовать в этом тексте в качестве примеров. Таким образом, задание проверяет способность восприятия учебно-научного текста и аналитические способности учащихся: способность выделять в тексте основание для различения языковых явлений и использовать эту информацию для правильной квалификации этих явлений языка.
Работая с заданием, пятиклассники выделяют в учебно-научном тексте основной тезис — основание для различения значений одного слова и слов-омонимов, а затем используют это основание в качестве своеобразной «инструкции» по опознаванию многозначных слов, с одной стороны, и лексических омонимов — с другой. При этом пятиклассники демонстрируют способность использовать в процессе работы информацию, представленную не только в виде традиционных текстов, но и в виде иллюстраций.
Задание 4 обеспечивает расширение и углубление знаний учащихся о таком языковом явлении, как лексическая омонимия, за счёт восприятия учебно-научного текста-описания и наблюдений над использованием описанного языкового явления в тексте художественном.
Задание оценивает умение формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации для объяснения языкового явления, описанного в тексте (группа умений 2).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов