Справочник по правописанию и литературной правке

В первых 2-ух разделах справочника находится основные правила орфографии и пунктуации с упором на трудные случаи. В 3-ем разделе приведены сведения и рекомендации нормативного характера, связанные с литературной правкой. Справочник подготовлен для издательских работников, в первую очередь редакторов, а также для всех, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.

Формат: pdf

Справочник по правописанию и литературной правке

Тема «Сведения из синтаксиса и пунктуации: словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения»
Буквенный тест
Определите слова, словосочетания, предложения, используя буквенные обозначения: С – слово;
СС – словосочетание;
Р- предложение.
1.Родной язык.
2.Слово к слову-сложится речь.
3.Белка.
4.Красивые горы.
5.Дружеский разговор.
7.Красная калина, чего на Лугу гнешься?
8.Море.
9.Зеленая трава.
10.Интересная книжка.

Цифровой диктант
Определите словосочетания, распространенные и нераспространенные, используя код:
1 – распространенное словосочетание;
2 — нераспространенное словосочетания.
Полные ведра яблок; зимний лес; сочные яблоки; приступать к работе; возвращаться с песнями; осенний день; медовый запах плодов; лесная поляна; идти лесом; прозрачная роса.

Игра «Продолжи предложение»
1.Словосочетание изучает раздел науки о языке…
2.Словосочетание – это…
3.Не является словосочетанием…
4.Главным в словосочетании является то слово…
Графический диктант
Определите словосочетания фразеологические и лексические, не записывая их, а лишь используя условные обозначения:
— фразеологические словосочетания;

— лексические словосочетания.

Держать язык за зубами, держать карандаш; зарастать бурьяном зарастать грязью; родниковая вода, не разлей вода, десятая вода на киселе; одного поля ягоды, лесные ягоды; морская волна, морской волк.
Диктант-задачи
Выпишите 3 – 4 словосочетания, главное слово было существительным, глаголом, и выполните их разбор по схеме.

Игра «Я – редактор»
Найдите ошибки и отредактируйте предложения.
Все ученики нашего класса были одеты в праздничной форме.
На школьном празднике музыканты играли в народные инструменты.
Мне нравится заботиться о своих домашних животных.
Шесть
3.Более двухсот лет щука может жить!
4.Дай, Боже, вам жить на многие лета!
6. Пишите письма и присылайте вовремя!

Логическое упражнение
Чтобы восстановить текст, приведены предложения следует расположить в том порядке, в котором приведены их схемы с вопросами. Предложения записать, подчеркнуть второстепенные члены предложения.
1.От трелей соловьиных луна смеялась.
2.Поступало утро.
3.Широкий стал потягивался.
4.Славься по долинам тонкий туман.
1. Что делал? кто? что?
2.Где ? что делал? кто? что? → какой?
3.Кто? Что? → что делала? → почему? → от каких?
4.Какой? кто? что? → что делал?
Объяснительный диктант
Спишите. Слова, что в скобках, поставьте в нужном падеже и числе. На какой вопрос они отвечают? Каким членом предложения выступают?
1.Ветер разговаривает, шепчет с (осока). 2.(Солнце) облачко плывет, красные (пола) расстилает. 3.Дом быстро наполнялся мягкими вечерними (тень).
Задача – головоломка
Почему в предложении: «Я так рад, так счастлив, что мы все здоровы»,- слова рад, счастлив, здоровые не являются определениями.
Меткое слово
Запишите предложения, раскрывая скобки и выбирая нужное слово. Подчеркните обстоятельства.
(Медленно, торжественно, спокойно) восходило солнце, и свет (ласково, нежно, щедро, тускло)озарил просыпавшуюся землю. По небу (легко, весело, хмуро) плыли небольшие облака. Старый лес (радостно, торжественно, таинственно, задумчиво, глухо) шумов.
Графический диктант – тест
Определите второстепенные члены предложения, используя условные обозначения:
—— приложение;
– определение;
обстоятельство.
1.Народ создал легенды.
2.Заканчивается багровая осень.
3.В полночь ветры шумели.
4.Липа улыбчиво дышит.
5.Малина и вишни отошли давно.
7.Луна светит на небе.
8.Скоро сказка сказывается.
9.Ходит вишня в веночке.
10.Любите родной язык.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов