Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы.

В книжке представлены трудные вопросы русской морфологии, излагаются спорные вопросы грамматики русского языка, рассматриваются взаимосвязь грамматики и семантики, морфологии и стилистики, варианты грамматических форм. Книга адресована ученикам старших классов, преподавателям, абитуриентам, студентам-филологам и всем, кто интересуется языкознанием.

Формат: pdf

Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы.

Тема «Сведения из синтаксиса и пунктуации: словосочетание и предложение. Предложения с однородными членами, обращениями и вставными словами. Сложные предложения с бессоюзной и связующей связью»
Буквенный диктант
Определите обращение, используя буквенные обозначения:
нераспространенное обращение;
распространенное обращение.
Запишите народные пословицы, на месте точек вставляя пропущенные обращения. Поставьте знаки препинания, объясните их употребление.
1.Обо мне …. пусть все круг меня, чтобы я сверху.
2.Посиди …. потому что еще рано.
3….. гречку сей, как хочешь кашу кушать.
4. Ешь …. мать еще подкинет.
Собрать из предложенных предложений однородные члены предложения, указать их количество.
1.Тянутся к солнцу и цветы, и травы, ветви кудрявые, голубые горы. 2.Вот уже с месяц стоят теплые, погожие, даже жаркие дни. 3.Я обо всем пою молодо и звонко.

Выборочный диктант – задание
Выписать обращения, определить их падеж.
1.Горе тебе, воле, если тебя корова рогом колет. 2. Держись, Хома, идет зима. 3. Мели, Иване, пока ветер не перестанет. 4.Надевай, пес, ярмо, когда предпочел не усмотрел.
Цифровой диктант
Закодировать распространенные (1) и нераспространенные (2) обращения.
Графический диктант
Воспринимая предложение на слух, используя графические отметки, отметить употребление знаков препинания в предложениях с обращениями:
обращения, которые выделяются восклицательным знаком.
обращения, которые выделяются запятыми.
2.Спасибо, дедушка, что ты спрятал в голове столетний ту славу казачью.
3.Атаман! Погуляем!
4.Друзья любимые! И душу, и тело оставим за край свой единственный!
Упражнение « Лингвистический фейерверк» ( Работа в группах)
Учитель раздает карточки ученикам, где элементы предложений с обращениями расположены в произвольном порядке по принципу взрыва. Восстановить предложение, точнее.
Группа 1. Я земля тебя поперек и сходил вдоль моя. ( Земля моя, я сходил тебя вдоль и поперек).
Упражнение – задание
Сделать синтаксический разбор предложений с обращениями.
1.Душа полей, ты помнишь стерни? 2.Прижмись ко мне. Слово, когда искренняя льется речь.
Работа в группах
Составить сенкан к изученной теме « Обращение» ( подаю примеры ориентировочных образцов)

Обращение –
увлекательные, благозвучные,
разнообразят, украшают, успокаивают,
незаменимый источник радости общения,
риторические фигуры.
Цифровой диктант
Закодировать предложение с однородными членами, используя следующие обозначения: 1 – запятая между однородными членами предложения;
2 – двоеточие (обобщающее слово перед однородными членами);
3 – тире (обобщающее слово после однородных членов).
Графический тест
Вставьте вместо кружочков соответствующие союзы ( а, но и). Подчеркните однородные члены предложения.
Будь смелым не языком, и делом.
Волк линяет, и нравы не меняет.
Мудрым никто не уродился, и он научился.
Ешь хлеб с солью и с водой, и живи правдой святой.
Творческое конструирование
Составьте предложения по представленным схемам, употребляя слова
а) пожалуйста;
б) бесспорно;
в) по-моему.
Определите, на что указывают вставные слова.
Творческая работа
Дополните указанный текст вставными словами. Запишите, расставляя знаки препинания.
Синица
Эту птичку встретишь … в городе и в селе. Зимой она … прилетит к окну. Постучит клювиком напомнит о себе. Дети накормите меня!
Зато летом синиц не видно. Весь летний день они … в делах, им надо … накормить своих детишек.
Цифровой тест
Отметьте цифрами: 1 — простое предложение; 2 — сложное предложение.
Наступило теплое утро, дышит свежестью земля.
Кленовый листочек покружил в воздухе и упал в лужу. В лесу слезятся крошечные ручьи, расцветает каждый цветок. За селом начинался лес, и узенькая тропа вела через него.
Объяснительный диктант

Запишите текст. Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения, грамматические основы в сложных предложениях.
Учебное тестирование
Выберите правильный ответ.
1. Какое предложение имеет вставной слово?
А никто, конечно, не смог дать правильные указания.
Наконец установилась хорошая погода.
В Все возможно сегодня на уроке.
2. В каком предложении есть обращение?
А Ласточка прилетела к моему окошку.
Б ласточка моя, как я люблю тебя!
В Ласточки искали еду для своих детишек.
3. В каком предложении правильно выделены вставные слово? (Знаки препинания не расставлены)
Восемнадцать
А Счастье ее было безграничным.
Б В сенях к счастью не было потолка.
В Счастье цель каждого человека.
4. В каком предложении правильно выделено обращение? (Знаки препинания не расставлены)
А Когда бы ты ночка быстрее проходила. Бы Запомните это место. В Ой на море волна играла.
5. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при обращении?
А края мой, края лучше тебя я в жизни не знаю. В Краю мой, края, лучшего тебя я в жизни не знаю.
6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при
вставному слове?
А горных вершин достигают, к сожалению, не только орлы.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Солнышко, ты, возможно, согреешь нас в это зимнее прохладное время.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов