Русский язык в таблицах и схемах

Серия «В формулах и схемах» включает дидактические материалы, тестовые задания и шпаргалки для школьников и абитуриентов.

Формат: pdf

Русский язык в таблицах и схемах

Тема проекта: «Слова, недавно появившиеся»
Прогнозируемый результат проектной деятельности, организованной учителем и самостоятельно выполняемой учащимися, — создание интеллектуального продукта — иллюстрированного словаря заимствованных новых иностранных слов, используемых в современном разговорном и литературном русском языке.
Проектная работа по созданию иллюстрированного словаря заимствованных новых иностранных слов долгосрочна, поскольку её особенностью является реальная подготовка учащихся к более высокой ступени обучения и сохранение качественного уровня выполнения. Тема проектной работы весьма актуальна: в международной языковой сфере по мере развития цивилизации происходит постоянный и всё более интенсивный обмен словами, фразами. Каждый язык уникален и подстраивает вновь приобретённое из иностранного языка, словесное и фразеологическое новшество, под свой этнос, под свой языковой стиль.
Предлагаемый проект помогает отслеживать развитие когнитивных способностей школьника, зависящих от его воспитания, интеллектуального развития, от того, как он познаёт мир, в какой социальной среде проживает, что и как говорит, что читает, слушает, смотрит, чем интересуется в свободное время, насколько знакомы ему недавно пришедшие в русский язык слова, как он ориентируется в информационном пространстве, насколько грамотно пополняет свой словарный запас неологизмами.
Индивидуальный подход к каждому участнику мы видим обязательным условием данного проекта, поскольку только личностно-ориентированное задание позволит ребёнку раскрыть свои возможности, а учитель получит результат, который позволит ему дать объективную оценку когнитивного развития школьника как развития психологического, познавательного, интеллектуального.
Общая цель: создание условий для осознания школьниками своей страны — России — частью огромного цивилизованного мира, ориентированной на расширение международных связей. В ходе выполнения заданий проекта ребёнок учится думать, анализировать, создавать устные и письменные тексты, а также приобретает крайне востребованные в современном обществе поисковые навыки, развивая тем самым способности в работе с незнакомой информацией, формируя и совершенствуя умения отбирать информацию в соответствии с заданной темой, выделять ключевые мысли и слова, преобразовывать информацию, сжимать и расширять её объём. Важнейшими целями можно назвать формирование коммуникативной компетенции, т.е. умений и навыков общения школьников на изучаемом родном языке с использованием слов заимствованной лексики.
Проектная деятельность по данной теме способствует формированию основ культуроведческой компетенции при обращении учеников к истории заимствованного слова, выяснении его первоначального значения с использованием фактов истории, культуры, этнографии. Одной из главных целей будет формирование языковой компетенции, т.е. сознательного усвоения учащимися начальной и основной школы орфоэпической и орфографической, лексической, грамматической и стилистической нормы употребления заимствованных слов. Актуально обучение умениям работать индивидуально и в команде, принимать самостоятельные и коллективные решения, приобретать навыки организатора, что способствует получению положительных надпредметных и личностных результатов.
Цель:
1) формирование и совершенствование исследовательских навыков, обеспечивающих умения
— производить осознанный отбор необходимой информации, обрабатывать её и представлять в различных видах: традиционном текстовом, в виде иллюстрации, авторского комментария;
— работать индивидуально и в команде, выделять проблемы, составлять план исследований, способствующий эффективной совместной деятельности; разумно распределять роли всех участников проектной деятельности;
2) формирование
— культуроведческой компетенции: положительного отношения к культуре других народов — носителей языка, знаний о реалиях их быта, понимания фактов истории, материальной и духовной культуры этих народов;
— языковой компетенции: системность языковых знаний и представлений о заимствованной лексике, её фонетике, грамматическом употреблении заимствованных слов, владение основными лингвистическими понятиями по данной теме, умение наблюдать и анализировать языковые явления, осознанность в привлечении языковых средств, продумывать разделы, рубрики, темы, определяющие содержание иллюстрированного словаря иностранных слов.
Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом «Слова, не-давно появившиеся» (4-5 классы):
• знакомство школьников с темой и проблемой проектной работы, с понятиями, характеризующими лексику русского языка с точки зрения её употребительности и происхождения;
• ознакомление с заимствованной лексикой с помощью разнообразных методов — от рассказа учителя, языкового анализа, сравнения до эвристического, игрового, коммуникативного;
• формирование новых умений и навыков, целью которых является овладение основными принципами создания небольшого детского иллюстрированного словаря современных заимствованных слов, встречающихся на уроках, в разговорной речи, в средствах массовой информации, в быту.
Этапы работы:
1. Формирование групп с максимальным учётом возможностей учащихся.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.