Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс. Александрова О.М., Добротина И.Н. и др.

Руководство содержит описание возможностей использования традиционных и современных технологий, позволяющих вовлекать учеников в различные виды деятельности; поддерживать внимание обучающихся, увеличивать познавательный интерес, формировать весь спектр универсальных учебных действий учеников при организации работы с текстом.

Работа с текстом. 5-11 класс.  Формат: pdf

Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс. Александрова О.М., Добротина И.Н. и др.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА:
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Обновление содержания школьного курса русского языка в условиях современной информационно-образовательной среды
Ключевые вопросы
1. Почему актуально обновление содержания школьного курса f I русского языка?
2. Каковы основные направления и этапы развития школьного | I курса русского языка последних двух десятилетий?
В системе школьного образования вообще и филологического в частности учебный предмет «Русский язык» играет ведущую роль, поскольку уровень владения родным языком во многом определяет развитие личности в целом, успешность развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, их абстрактного мышления, памяти и воображения. Коммуникативно-речевые навыки являются основой общеучебных умений, универсальных учебных действий и навыков самостоятельной учебной деятельности, а также важнейшим условием самообразования и самореализации личности. Качество обучения русскому родному языку непосредственно влияет на успешность обучения всем другим школьным предметам, а в дальнейшем — уже «во взрослой жизни» выпускника школы — овладения будущей профессией.
Именно поэтому сегодня, когда вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты, вопросы содержания обучения русскому языку приобретают особое значение. «Риски перехода школы на новые стандарты неоднократно обсуждались в педагогической печати. Среди таких рисков учёные-методисты и практики отмечают прежде всего высокую степень неопределённости в решении одного из центральных вопросов дидактики — «Чему учить?»,
Раздел 2
т.е. отсутствие в новых стандартах содержания обучения, которое должно быть реализовано в учебном процессе»1. Так, в стандартах второго поколения в связи с изменением ориентированности образования, его целей, изменились способы представления предметного содержания: от конкретного общего минимума содержания до представления содержания обучения через его результаты. При этом понятие образовательной программы как совокупности предметных программ заменяется понятием образовательной программы как особого нормативного документа. Объектом стандартизации в этом случае становится не само содержание, а состав программы, включающий примерные программы по отдельным учебным предметам, программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий и т.д.
Однако представление содержания обучения русскому языку в нормативном документе — это не вопрос поддержки или сдерживания творчества и инициативы участников образовательного процесса. Это вопрос реализации государственных интересов в сфере общего образования. Заявленные в стандартах второго поколения результаты не обеспечены предметным содержанием и, следовательно, не обеспечивают создания единого образовательного пространства и единых требований к итоговой аттестации выпускника школы. Для содержания школьного курса русского языка это ещё и вопрос сохранения и развития тех тенденций, которые начали складываться в конце прошлого — начале нынешнего столетия, времени, когда разрабатывались государственные образовательные стандарты «первого» и «второго» поколений.
Все варианты стандарта последовательно отражают основные направления и этапы развития школьного курса русского языка последних двух десятилетий, важнейшим из которых стало усиление его практической направленности, речевой и коммуникативной. Стратегически важными направлениями этого развития стали: сближение предмета с другими учебными дисциплинами как фило-
Урок русского языка: традиции и современность логического, так и социально-гуманитарного, а также естественнонаучного циклов; переосмысление основных целей обучения родному языку в школе, усиление практической направленности курса, поступательное движение к компетентностному подходу в представлении содержания обучения русскому языку и преподавании предмета, актуализация его надпредметной (метапредметной) функции; реализация ценностно-смыслового аспекта курса; ориентация школьного курса не только на усвоение определённой системы знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих основу предметных компетенций, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей, духовного и социального опыта.
Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка была подготовлена всем ходом развития данного учебного предмета. Уже в проекте Федерального базового компонента содержания образования 1993 года цели обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе формулируются в терминах компетенций и в содержании обучения намечаются аспекты, обеспечивающие формирование лингвистической, языковой и, что особенно важно, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Однако в полной мере реализовать компетентностный подход в содержании курса удалось лишь в образовательных стандартах 2004 года, где предметные компетенции были уже не только названы, но и рассмотрены как целевые установки курса и основа его структурирования.
Именно в проекте федерального государственного стандарта 2004 года в полной мере реализована идея о том, что освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, овладение стратегиями эффективного общения, способностью осознанно отбирать и организовать языковые средства с целью достижения цели общения должны органично сочетаться с интенсивным развитием когнитивных, речевых, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов