Русский язык. Экспресс-тесты. 11 класс. Скрипка Е.Н.

В книге даны 30 экспресс-тестов с наиболее тяжелыми заданиями: это задания по орфоэпии, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, пунктуации, а также задания на исправление речевых и грамматических ошибок. Выполнение каждого теста займёт на уроке не более 10-15 минут. Такое систематическое повторение одних и тех же тем позволит не только их отработать, но и поддерживать теоретические знания и практические навыки в активном состоянии, что даст на экзамене хорошие результаты. Учебник направлен преподавателям, методистам, репетиторам, ученикам для работы в классе, для самоподготовки и самоконтроля.

Экспресс-тесты. 11 класс. Формат: pdf

Русский язык. Экспресс-тесты. 11 класс. Скрипка Е.Н.

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ No 16. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО И НАУЧНОГО СТИЛЕЙ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕКСТА ОДНОГО СТИЛЯ В ДРУГОЙ

Цель: углубить знания школьников об особенностях научного и разговорного стилей; формировать умение характеризовать лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорного и научного стилей, совершенствовать владение техникой информационной обработки текстов различных функциональных стилей и жанров, развивать умение трансформировать текст одного стиля в другой стиль, формулировать обобщения, составлять таблицу; воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений.

Оборудование: копии текстов, схемы «Языковые особенности разговорного стиля» и «Языковые особенности научного стиля».

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

· Сфера общения разговорного стиля?

· Сфера общения научного стиля?

· Какова цель речи разговорного стиля?

· Какова цель научного стиля?

· В каком жанре реализуется разговорный стиль?

· Вспомните основные жанры научного стиля.

IV. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

1. Работа в группах.

Группа 1

Прочитайте текст. На его основе дополните схему «Языковые особенности разговорного стиля», назвав типичные признаки лексического, грамматического и синтаксического языковых уровней. Подготовьте лингвистическое сообщение.

Языковые особенности разговорного стиля
Языковые особенности научного стиля

2. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием составить текст-описание такого природного явления как дождь: 1-я группа — в научном стиле; 2-я группа — в разговорном стиле; 3-я группа — в художественном стиле. По очереди представители каждой группы зачитывают созданный текст. Задача других групп — определить стиль и его характерные признаки.

3. Прочитайте текст. Определите его стилевую принадлежность. Обоснуйте свое мнение. Проведите стилистический эксперимент: попробуйте составить диалог в разговорном стиле на тему «Новая жизнь мертвых языков», используя сведения из данного текста. Что изменилось?
Найдите в тексте примеры научной метафорики. Обоснуйте целесообразность использования этого стилистического приема в научном стиле.

Какие мертвые языки вы знаете? Продолжают ли они свою жизнь в украинском языке?

4. Прочитайте художественные описания ветра. Попробуйте представить научное определение этой стихии. Что вы для этого изменили? После составления текста сравните свой вариант с энциклопедической статьей.

Сегодня с утра поднялась метель. С севера, из-за Днепра, набежали на город густые облака, по улицам промчались ветры, и вот за окном метет неистовая метелица. Она рвет и терзает длинные ветви одинокого дерева против моего окна, гудит в проводах, стонет где-то в дымоходе… Нет, таки вернулась зима! Я люблю вьюгу. Люблю его разнузданную, дикую стихию, летящий степями, пролетает селами и врывается в город. Тогда я хожу заснеженными городскими улицами, решительно ступаю в первые и сугробы и прислушиваюсь к ее ледяной лирике. Метель смеется и плачет, стонет и неистовствует, она поет свадебной и одновременно похоронной, в ее пении и мажор начала и конца.

5. Составьте сравнительную таблицу разговорного и научного стилей.

V. ИТОГИ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выпишите из художественной литературы текст художественного стиля. Трансформируйте его в научный.

СОЗИДАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СОЗДАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ

Цель: расширить знания десятиклассников о основные способы создания притяжательных прилагательных форм от географических названий; формировать умение правильно образовывать такие прилагательные.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Оборудование: копии текстов, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Прочитайте. Составьте таблицу «созидание притяжательных прилагательных», используя поданный текст.

От названий людей-существительных 2-го склонения притяжательные прилагательные творятся с помощью суффикса-ов-(- ев -), который чередуется с — ов-или-ев-(- ев-):

2. Прочитайте предложение. Найдите притяжательные прилагательные и объясните правописание суффиксов.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Образуйте притяжательные прилагательные от следующих существительных. Поставьте их в именительном падеже женского рода и запишите в три колонки: с суффиксом -ин-; с суффиксом -ов-; с суффиксом -ев-(-ев-). Из первых букв сложите пословицу.

Ключ. Добрая голова не говорит пустые слова.

2. От представленных существительных образуйте притяжательные прилагательные мужского и женского рода в именительном падеже.

Сергей, токарь, Майя, дед, плотник, Мелашка, Олег, Матвей, пахарь, Михаил, Толя, свекровь, Григорий, учитель, доярка, Оля.

3. Перепишите, превращая существительные, поданные в скобках, на притяжательные прилагательные в нужной форме.

4.Подберите до поданных словосочетаний синонимичные по схеме «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы, объясните правописание.

5. Прочтите текст. На его основе подготовьте короткое лингвистическое сообщение по правописанию прилагательных форм от географических названий.

При образовании прилагательных с помощью суффикса -ск (ий) от географических названий и названий народов, основа которых заканчивается на согласный, происходит такие фонетические изменения:

6. Прочитайте текст. Найдите в нем и выпишите прилагательные, касающиеся географических названий. Объясните их правописание.

Во всех языках Восточной и Юго-Восточной Азии — китайской, вьетнамской, бирманской, тайской, лаосской и многих других — прилагательные невозможно отличить от глаголов. Там значительно проще сказать «листья зеленеют», чем «листья зеленые». А вот без существительных и глаголов нет никакой речи. Это впервые исследовал и описал в книге «Язык» Французский ученый Жорж Вандриес. Не существует языков без числительных, местоимений, наречий, союзов.

Термины «мужской» « «женский», «средний» достались нам по наследству от греческих ученых. В V в. к н. э. философ Протагор предложил поделить все имена на три рода: мужской, женский и … вещественный. Позже Аристотель предложил заменить последний срок слову средний род.

В немецком языке, как и в русском, три рода, во французском — два, в английском — фактически ни одного.

У многих народов мира вообще отсутствует привычное для нас разделение слов по родам. Например, на острове Новая Гвинея среди части коренных жителей распространена язык асмат. В ней роды заменяет разделение на классы. Первый класс-это стоячие, узкие, высокие предметы; второй-сидячие, широкие; третий-лежащие предметы низкие; четвертый-плавающие; пятый-летающие. В африканском языке масаи — два класса. Один из них объединяет все большое и сильное. Другой-все маленькое и слабое.

7. От существительных Магдебург, Лейпциг, Гадяч, варяг образуйте прилагательные при помощи суффиксов. Запишите образованные формы в таблички, использовав нужное количество ячеек.

8. От поданных географических названий создайте прилагательные формы. Составьте несколько предложений с ними.

Киев, Харьков, Греция, Турция, Яссы, Лейпциг, Париж, Франция, Луцк, Прилуки, Прага, Польша, Эстония, Россия, Германия, Одесса, Карпаты, ГСочи, Гаага, Ладога.

9. Самостоятельная работа

Карточка No 1

1. От представленных существительных образуйте и запишите притяжательные прилагательные в форме женского рода. Обозначьте словообразовательные аффиксы, объясните их правописание.

Школьник, Юрий, инженер, Надежда, гусь, Марийка.

2. Создайте прилагательные формы от поданных географических названий. Обозначьте словообразовательные аффиксы. Объясните правописание.

Карточка No 2

1. От представленных существительных образуйте и запишите притяжательные прилагательные в форме женского рода. Обозначьте словообразовательные аффиксы, объясните их правописание.

Юбиляр, Сергей, слесарь, ткач, Лиля, качка, Николай.

2. Создайте прилагательные формы от поданных географических названий. Обозначьте словообразовательные аффиксы. Объясните правописание.

V. ИТОГИ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-миниатюру на тему «визит в художественный музей», используя прилагательные формы от различных географических названий.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.