Основные правила грамматики русского языка

Выдержки из «Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением

Формат: doc

Основные правила грамматики русского языка

Тема: Прилагательное. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель: углубить знания учащихся младших классов об прилагательное как часть речи, его значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, учить определять и изменять морфологические признаки прилагательного, определять общее значение прилагательного; способствовать выработке у учащихся умений находить прилагательные в тексте, развивать умение правильного использования прилагательных в речи, правильно переводить прилагательные с русского языка, развивать умение самооценки; воспитывать любовь к родному краю, путешествий, уважение к одноклассникам, уважительное отношение друг к другу, культуру речи.
Предметные компетентности: общение на государственном языке, естественная компетентность, информационно-цифровая компетентность, умение учиться, социальные и гражданские компетентности, предприимчивость, общекультурная компетентность.
Сквозные программные линии: «Экологическая безопасность и устойчивое развитие», «Гражданская ответственность», «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы: ролевая игра, «Обучая – учусь», микрофон, работа в группах, «Светофор», работа с незаконченным текстом, объяснительный диктант, «Незаконченное предложение»
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, карточки-портфолио «Прилагательное», сигнальные карточки «Светофор»,
Ход урока
С существительным прилагательное заодно,
Потому что им в паре идти в речи идет,
Но вот род, падеж и число
Прилагательное у существительного одолжит.
И. Организационная часть.
Добрый день, дети. Поздороваемся с гостями и начинаем урок. Скажите, пожалуйста, вам нравится слышать приятные слова в свой адрес?
— Красивые есть в жизни моменты. Это, например, комплименты. Сделать комплимент — это значит назвать человека приятным словом, похвалить за что-то хорошо. Для того, чтобы настроиться на работу, давайте наш урок начнем именно с комплиментов.
-Вы у меня все умные, сообразительные, внимательные, остроумные. Слово ребятам. Скажите комплимент нашим девушкам. Наши девушки… А теперь слово девочкам… Наши ребята…
(решительный, внимательный, искренний, честный, веселый, аккуратный, любезный, серьезный, учтивый, вежливый, крутой, улыбчивый, гостеприимный, беспечный, загадочный, смелый, отзывчивый, приветливый, щедрый, настойчивый, дружелюбный, непосредственный, смешливый, энергичный, озорной, интересный, спокойный, жизнерадостный, бодрый, открытый, добрый, вспыльчивый, добродушный, общительный, скромный, ласковый, остроумный, умный, мечтательный, дружелюбный, сообразительный, озорной, спокойный, трудолюбивый, опрятный).
II. Сообщение темы и цели урока.
Спасибо. Приятно слышать такие добрые слова. А почему у нас там так шумно?
Ролевая игра.
( Выходят ученики, играющие роль Существительного и Прилагательного ).
Существительное: -Я еще раз говорю: «Я главный в нашей стране Морфологии!»
Прилагательное: — Ну как ты не понимаешь…
Учитель: — Не ссорьтесь! Что у вас случилось? Кто вы такие?
Прилагательное: — Я – Прилагательное.
Существительное: — А я – Существительное. И я говорю, что я – главный в нашей стране, а он не соглашается!
Прилагательное: — Почему ты так решил?
Существительное (к ученикам): — А скажите-ка, кто приносит больше пользы нашей матери Языке? Безусловно, я! Дети, вы же учили, что без меня никто бы не имел имени. Я даю названия всем предметам, лицам, существам, событиям.
(Прилагательного): — А ты кто такой???
Прилагательное:
Я веселый и манящий,
Красивый, милый и красивый,
Несказанный, несравненный;
Имею степень сравнения.
Я относительный или притяжательный,
А качественный неизменно.
Отвечу я охотно
На вопросик – какой?
Имею признак предмета,
Называюсь я …
Ученики: Прилагательное.
Прилагательное: — Вот видишь, даже ученики меня знают. И ты, Существительном, должен знать, что я в нашей стране имею такие же права, как и ты. И без моей приметы ты не был бы такой красивый и понятный. Я украшаю всех лиц и все предметы!
Существительное: — Ну для чего ты мне сдался? Я и без тебя хорошо справлюсь в языке!
Прилагательное: — Проверим?
Существительное: — Ану!
Прилагательное: — Отгадай загадку:
Платок, клубок;
По платку катается, людям улыбается.
Существительное: — Хм… Не пойму никак… Дети, может вы знаете?
Ученики: -Нет.
Прилагательное: — А если я украшу эту загадку собой:
Голубой платок, желтый клубок;
По платку катается, людям улыбается.
Существительное: — то теперь понятно: голубой платок-небо, желтый клубок-солнце…
Прилагательное: — Ну то как? Можешь обойтись без меня?
Существительное: — Наверное, нет… Будем дружить и украшать язык вместе!
Учитель: — Хорошо, что вы нашли общий язык. Поэтому продолжим.

Все, что нас окружает, сопровождается вопросом какое оно есть? А это значит, что вечным спутником нашей жизни является прилагательное.
Скажите, дети, а слова какой части речи вы использовали в комплиментах? (Прилагательные)
III. 1. Вступительное слово учителя.
— И сегодня на уроке мы начнем изучать прилагательное как часть речи. Итак, запишите в тетрадях дату, тему и посмотрите на эпиграф. В нем сказано, что прилагательное некий вор.

— Что такое существительное?
— Сколько имен имеет существительное? (4)
— Существительных каких склонений делятся на группы по характеру основы? (1,2)
— К какому склонению относится существительное «мать»? (3)
— Каковы особенности существительных IV склонения? (появляются суффиксы АО, ят, ен)
— Синтаксическая роль существительного. (любой член предложения)
Контроллер. Вы успешно знаете тему. Все могут отправляться в дорогу. (Билет-карта)
Учитель. Подъезжая к остановке мы должны с Вами вспомнить сведения о прилагательное, которые знаете из младших классов.
Составление языкового портфолио прилагательного (распечатанные карточки в тетрадь)
Я… (название)
Проживаю по адресу… (раздел языкознания)
Родственники… (части речи)
Друзья (с какими частями речи связано )
Предпочтения…(лексическое значение)
Профессия (роль в предложении)
Черты характера (морфологические признаки)

Итак, оставим себе сувенир – портфолио прилагательного, будем дописывать в течение урока.
1. Остановка Теоретическая
Учитель. (Таблица «имя Прилагательное как часть речи» (работа с таблицей, статьей учебника)
Мы прибыли на остановку «Теоретическую», где должны углубить свои знания. А так как тема не является для вас абсолютно новой, поэтому и изучение ее будет происходить при вашем активном участии.
«Уча-учусь»
Класс делится на 3 группы-вагоны. Каждая группа получает задание – изучить определенный аспект темы по учебнику и объяснить ее учащимся других групп (по технологии «Обучая — учусь»).
1 вагон-общее значение прилагательных,С. 66,
2 вагон-роль прилагательных в речи, С. 66,
3 вагон-морфологические признаки С. 66
4 вагон-синтаксическая роль прилагательного С. 66
Остальные ученики выписывает на доску прилагательные из упр. Сто семьдесят восемь
(теплой, золотые, великолепная, глинистую, щедрому, весеннему, нежными, золотисто-желтыми, вечерней, ночной, белый, теплым, серым, верхнего, гладкие, темно-зеленые, холодные)
Ответы групп с опорой на выписанные слова.
Итак, мы познакомились ближе с прилагательным,запомнили правила и направляемся к остановкам, на которых применим эти знания. Первая – Лексическая.
Остановка Лексическая
Упражнение «Микрофон»
По количеству слов, употребляемых в нашей речи, прилагательное занимает четвертое место после существительного, местоимения и глаголы. Использование прилагательных в речи делает его образным, эмоциональным, экспрессивным. Подобрать прилагательные, называющие определенный признак предмета.
1) Образец: Яблоко-круглое (форма), Большое, малое (размер), красное, зеленое (цвет), сладкое, кислое (вкус), душистое (запах).
Карандаш – деревянный (материал), длинный (форма), красный (цвет), учеников (принадлежность).
Мяч – круглый (форма), большой, малый (размер), серый (цвет), резиновый, кожаный (материал), баскетбольная, футбольная (принадлежность).
Ботинки – принадлежность, материал, цвет, стоимость, вес.

Работа с паронимами
Вспомните, что есть слова паронимы, в случае с прилагательными нужно быть особенно осторожными.
Найди и записать пару.
(На слайде) кружок, одежда, парень. Рабочий, рабочий, рабочий.
Насыпь, пуля, участок. Земной, земляной, земельный.
Плитка, вода, дом. Газифицирован, газированный, газовый.
Итог! 1)Итак, какое лексическое значение прилагательного? Какова его роль в речи?
1. Словарная работа.
Чтобы выполнить спортивное задание, нужно выяснить значение слов кровавый, кровный, кровяной.
2. Если существительное сочетается со словом кровавый – поднимите руки вверх, кровный – разведите в стороны, кровяное – присядьте.
Давление, рана, связь, дело, картина, Война, пятно, родственник, след, братство, битва, пятно, месть, Тельца, труд.

Остановка Морфологическая
На остановке Морфологической нас ждет грамматическое задание. (На слайде)
Согласовать окончание прилагательного с существительным (устно).
В поле густ… (ячмень, пшеница, рожь)
Видел сын… (мяч, платок, море)
Презентовали нов … (завод, фабрика, наряд)
Учитель. Что влияло на изменение окончания слов? (род, падеж существительного)

Объяснительный диктант.
Подчеркнуть прилагательные, определить род, число и падеж.
Вышивает осень на канаве зеленой (ж.р., одн., М. В.,) золотые (мн.С.В.) цветы. Но еще вдоволь ланов зеленых (мн., Р. В.), золотых (мн., Р. в.).
Перевод
Пахло дождем и свежим сеном. Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью. (скатертью, скатертью)
Итог! 1)Какие морфологические признаки имеет прилагательное? Они постоянны или меняются?
Остановка Синтаксическая
Каждый вагон выполняет синтаксический разбор предложений по упражнению 180.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов