Олимпиады по русскому языку. 7-8 классы. Малюгина В.А.

В пособии представлены вопросы для подготовки и задания для проведения олимпиад по русскому языку внутришкольного и районного уровней, а также методические рекомендации по их подготовке и проведению. В завершении издания размещены доскональные детальные ответы на все вопросы и советы организаторам по подведению результатов олимпиад. Для работников районных отделов образования, учителей, студентов и всех, кто интересуется русским языком.

Олимпиады по русскому языку. 7-8 классы.  Формат: pdf

Олимпиады по русскому языку. 7-8 классы. Малюгина В.А.

Тема. Неизменяемые существительные
Цели. Объяснить, какие именно существительные являются неизменяемыми, обучать учеников
определять их род, употреблять в связной речи; развивать умение
употреблять неизменяемые существительные в связной речи, творческое
мышление; воспитывать уважение к родному слову, к родной земле,
желание стать эрудированным человеком.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие в столицу Украины

Ход урока

И. Организационный момент
II. Мотивационный этап

Выяснение эмоциональной готовности учащихся.
Дети, сегодня мы не только проработаем новую тему, но и совершим воображаемое путешествие в Киев. Поэтому зафиксируем цветом свое настроение в начале урока. (Комментарии учащихся). Пусть ваше хорошее настроение будет залогом успеха на сегодняшнем уроке и поможет достичь новых вершин в познании языковой темы.

III. Актуализация опорных знаний

1. Прием «Мозговая атака».

— Что такое существительное? Каковы его грамматические признаки?
— Какие существительные относятся к собственным названий?
— К какой отмены относятся существительные грабли, вилы?

2. Записать предложение. Выписать 5 существительных, определить род, отличие, группу, падеж, число. Объяснить написание существительных собственных названий.

IV. Объявление темы урока

Учитель.
Среди различных видов транспорта важное место занимает метрополитен (сокращенно метро).
1. Прочитать текст. Вместо точек вставить существительное метро.

— Что вы можете сказать о написании существительного метро? Склоняется ли он?
2. Объяснение учителя о неизменяемых существительных.
3. Работа с учебником. С. 110.

V. Выполнение системы практических заданий на применение и закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Учитель.
Приехав на экскурсию в город, наверняка каждый из вас захочет посетить зоопарк. Киевский зоологический парк — это природоохранное, научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, что является искусственно созданным объектом природно-заповедного фонда общегосударственного значения. За свою вековую историю зоопарк прошел длинный путь от общественного зверинца до одного из крупнейших по территории зоологических парков Европы, занимает площадь около 34,22 га. Вход украшен скульптурами могучих львов и зубра. В зоопарке можно увидеть и маленького колибри, и смешного кенгуру, и волосатого шимпанзе. А экскурсоводом у нас будет Мария Петренко.

1.Просклонять словосочетание:

Елена Петренко, мохнатый шимпанзе.

Вывод: — неизменяемыми являются существительные иноязычного происхождения из
конечным гласным;
-женские фамилии на согласный и в;
— некоторые аббревиатуры.

2.Заменить словосочетание неизменяемым существительным.

Автомобильная дорога (шоссе)
Стоянка паровозов – (депо)
Поездка за границу – (турне)
Теплый шарф – (кашне)
Маленький кошелек (портмане)
Швейная мастерская (ателье)

Учитель.
Гуляя по улицам Киева, посещая исторические и культурные достопримечательности, мы захотели отдохнуть и зашли в кафе.

3.Составление ассоциативного куста.
Обратитесь к официанту, попросите меню, чтобы заказать блюда. К каждому из выбранных блюд подберите прилагательные.

Какао Ситро Меню Желе Пюре
(горячее) (газированное) (вкусное) (вишневое) (картофельное)

Эскимо Рагу Филе Безе Фри
(холодное) (овощное) (рыбное) (белое) (теплое)

4. Физминутка «активный отдых»

Мы в кафе отдыхали,
Вкусные блюда пробовали.
Посмотрите вправо, влево,
Здесь и там-знание на удивление!
Надо их все купить,
Чтобы умными расти.

5. Остановка «Творческая»
Записать существительные-ответы на вопросы, добавив к каждому определение. Определить род существительных. Для справок воспользоваться материалом, поданным в учебнике на с. 111. С помощью словаря выяснить происхождение непонятных слов.

1. Какой город является столицей Грузии?
2. Автомобиль для выезда за плату?
3. Очки без оправы?
4. Перечень блюд?
5. Цветные нитки для вышивания?
6. Самая маленькая птичка?
7. Национальный японский женский и мужской наряд.
8. Столица Японии.
9. Автор романа о Робинзоне Крузо.
10. Горный массив.

Слова для справок: Дефо, Килиманджаро, Токио, колибри, Тбилиси, пенсне, кимоно, такси, меню, мулине.

6. Конкурс «Дегустация»
Распределить существительные по родам.

Колибри, леди, салями, ситро, желе, филе, миссис, евро, авокадо, пони, суфле, иваси, такси, фойе.

VІ. Итог
1. Рефлексия. Упражнение «Микрофон»

— Я быстро усвоил (-а) тему.
— Я был (а) активен (-на) на уроке.
— Я с интересом выполнил (- а) все задания.
— Я успевал (- а) вместе с одноклассниками.
— Я отвечал (- а) убедительно и логично.
— Я удачно обобщал (-а) учебный материал и ответы других.

2. «Корзина знаний»

— Идя с урока, я беру с собой … ( знания о…, умения…).
— Мне больше всего понравилось…
— На уроке понадобились такие умения…

VІІ. Проработать §34. Выполнить упражнение 286. Высокий уровень – написать сочинение-миниатюру о животных, используя нередактируемые существительные.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов