Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. Малюгина В.А.

В книге представлены вопросы для подготовки и задания для проведения олимпиад по русскому языку внутришкольного и районного уровней, а также методические рекомендации по их подготовке и проведению. В конце издания размещены детальные развернутые ответы на все вопросы и советы организаторам по подведению итогов олимпиад. Для сотрудников районных отделов образования, преподавателей, учеников и всех, кто увлекается русским языком.

Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. Формат: pdf

Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. Малюгина В.А.

Урок – практикум
Обобщение темы «Числительное»
Тема: Обобщение и систематизация изученного о числительное
Цель: Активизировать умственную деятельность учащихся, направленную на обобщение знаний, навыков, приобретенных в процессе изучения темы «Числительное»
Совершенствовать навыки работы учащихся в группе, в паре.
Развивать речь, способности учащихся, логическое мышление, устойчивое внимание, повышать культуру устной и письменной речи.

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.

Оборудование: раздаточный материал, схема морфологического разбора числительного, мультимедийная система, таблица «Культура речи», макет часов, сигнальные карточки, ребусы, перфокарты «Правописание числительных на мягкий знак»
Ход урока
И. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока

Объявления эпиграфа урока:
Учись, чтобы сеять добро между люди!

III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Вступительное слово учителя
Дети! Мы с вами изучили еще одну самостоятельную часть речи – числительное и поняли, насколько важна эта часть речи. Без числительных не может существовать ни одна наука и без них мы беспомощны в повседневной жизни. Умение правильно произносить, писать числительные, согласовывать их с существительными нужны нам постоянно.
Сегодня мы повторим и закрепим сведения о числительное, продолжим углублять наши практические языковые и речевые умения.

2. Возвращение в «домашние группы». Домашнее задание было задано дифференцировано по группам.
Учитель. Дети! Прошу внимательно слушать ответы представителей каждой группы и предлагаю воспроизвести теоретические сведения по плану, который спроектирован на доске. (Представители каждой группы докладывают о выполненном задании)
1 группа презентовала тему «Числительное» с использованием компьютера.
2 группа составила связный рассказ о разрядах числительных по значению и группы их по строению.
3 группа продемонстрировала таблицу «Культура речи»: определила морфологические признаки и синтаксическую роль числительных.
4 группа нашла примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные; выяснила особенности склонения количественных числительных и чем отличаются в спряжении порядковые числительные

3. Индивидуальная работа у доски. Выполнение индивидуальных заданий учениками по карточкам.

Карточка No 1
Задача: переписать словосочетание, заменяя цифры соответствующими числительными.
(6) ребят, (9) книги (16) учениками, в течение (10) дней, в (8) автомобилях.

Карточка No 2
Задание: от поданных чисел образовать сборные числительные, 2 числительные ввести в самостоятельно составленные предложения
30, 18, 9, 11

Карточка No 3
Задачи: поданные числа записать словами
0,58 ц, 0,25 т, 0,8 км, 1,9 см, 4/12 см

Карточка No 4
Задание: Просклонять словосочетание
Сорок птиц, девяносто орлов, сто грифов

IV. Обобщение и систематизация учебных достижений
1. Работа с фразеологизмами
Задачи: Раскрыть значение представленных фразеологизмов. Указать в них числительные. Какие из числительных являются количественными, порядковыми. Ввести представленные фразеологизмы к самостоятельно составленным предложениям (устно).
На седьмом небе. На все четыре стороны.
Не иметь девятой клепки. Семь мешков гречневой шерсти.

2. Игра „Молчанка”
Распределительный диктант с применением сигнальных карточек.
(Учитель зачитывает числительное, а дети, услышав простое числительное, поднимают красную сигнальную карточку, сложный – зеленую, а составлен – желтую)
Материал к игре „Молчанка”
А) Простые: шесть, сорок, тысяча, седьмой, четверо, оба.
Б) сложные: девяносто, двести, несколько, полтора, обе, тридцать.
В) Составлены: сорок восемь, четыреста сорок, тридцать девять, пятьсот семьдесят пять, три тысячи сто, одна четвертая, семь целых девять десятых

3. Прочитать ребусы
40 а с 3 ж 100 ли
(сорока) (стриж) (столы)

гор 1 а пи 2 л ма 3 эта
(овощи) (подвал) (матрица)

Задача.

— Какие по значению числительные здесь использованы?
— Образуйте от представленных числительных порядковые.

4. Игра «Который час?»

Задача: продемонстрировать ученикам макет часов. Предложить им посмотреть на часы и сказать, который час будет через 3 часа, 6 часов, 10 часов, 14 часов
5. Творческое конструирование
Задача 1. Найдите и исправьте ошибки.

Полтора тысячи, четыре седьмые, в девять утра, шестнадцать, шестьдесят, на стах, на девяностах, пятистам, шестидесяти, без пяти девять.

Задание 2. Соедините числительные с существительными и запишите образованные словосочетания в предложном падеже.

5, тетрадь; 23, этаж; 150, гривна; 4, страница; 2/3, гектар; 9, книга.

Задание 3. Поставьте словосочетания существительных с числительными в творительном падеже.

Шестеро ребят, семьдесят шесть вузов, девятый этаж, двадцать девять участников, девяносто процентов.
Задание 4. Запишите математические выражения, используя предлоги от, до .

6. Групповая работа. Интерактивное упражнение «перефразируй».

Задача. Перефразировать каждую пословицу так, чтобы числительные употреблялись в косвенных падежах.

1. Хоть пересядьте сорок раз, да певцов не будет с вас. (Народное творчество) — ………. (Хоть до сорока раз пересаживались, но музыкантами не стали).

3. Умная голова сто предпочел накормит, а глупая и себя не прокормит. (Народное творчество) — ………..(Умный до ста волов накормит, а глупый себя голодом замучает).

7. Работа в парах. Интерактивное упражнение » незаконченные предложения»

Задание 1. Дополните незаконченные пословицы. Назовите числительные и выясните синтаксическую роль.

На одной Марушке……..(семеро полушубков) (Народное творчество)
Лучше иметь более ста врагов, чем………(одного неверного приятеля) (Народное творчество)
Носится, как курица с ………(первым яйцом) (Народное творчество)

Задание 2.

Составьте диалог со своим товарищем по парте на тему: «Мой родной край», используя числительные с мягким знаком на конце.

8. Коллективная работа

Задача.
Выполните морфологический разбор числительных, употребленных в пословицах, используя алгоритм разбора.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

1. Лучше десяти даты, как у одного просить. (Народное творчество)
2. Двух сорок вместе за хвост не удержишь. (Народное творчество)
3. До суда хвастаются двое, после суда радуется один. (Народное творчество)

9. Самостоятельное выполнение учащимися разноуровневых заданий

ІІ уровень.
Задача. Переписать словосочетание, раскрывая скобки. Поставить словосочетание в формах р., Д., О. да м. падежей.
Семеро (козлята), восемь (утята), трое (окна), четверо (двери).

IV. Уровень.
Задача. Напишите рассказ о своем выходном дне. Используйте разные по значению и по строению числительные.

V. Подведение итогов урока
А) Экспресс опрос
1. Какая часть речи называется числительным?
2. Какие существуют разряды числительных по значению?
3. Назовите группы числительных по строению.
4. Какие постоянные и непостоянные признаки имеет числительное?
5. Какую синтаксическую роль может выполнять числительное?
6. В каких случаях в числительных пишется мягкий знак? Приведите примеры.
7. Какая разница в понятиях сложное числительное и прилагательное сложный с числовым значением? Приведите примеры.
8. Что изученного из материала о числительном кажется вам самым трудным? Ответ аргументируйте.
9. В каких стилях речи чаще всего употребляются числительные?

Б) Работа на перфокартах „Правописание числительных на мягкий знак”

1 + Пятерых
2 + Миллион
3 + Двенадцать
4 + Шестьсот
5 + Девяносто
6 + Семьдесят
7 + Тремя
8 + Шестнадцать
9 + Пятьсот
10 + Девятьсот
11 + Четырем
12 + Двухсот

В) Интерактивное упражнение «Микрофон».
— Чем полезен был для вас этот урок?

VІ. Домашнее задание
Повторить теоретический материал на тему «Числительное как самостоятельная часть речи. (Учитель дает ученикам домой дифференцированное домашнее задание).

1. Запишите 5-6 загадок, в которых были бы употреблены числительные. Определите их падежи.
2. Вспомните известные вам исторические даты, запишите их словами. Прокомментируйте, какие события произошли в эти годы.
3. Составить сочинение-миниатюру о празднике, который вам больше всего нравится. Постарайтесь в рассказе использовать как можно больше числительных.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.