Методика преподавания русского языка в школе

В книге изложены вопросы теории обучения школьников русскому языку по всем разделам и темам программы. Учащиеся получат сведения об особенностях содержания школьного курса русского языка, о методах работы с учетом специфики разделов науки о языке.
В настоящем издании все проблемы теории обучения русскому языку рассматриваются с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых преподавателей.

Формат: pdf

Методика преподавания русского языка в школе

Тема: Склонение существительных. Деление существительных на склонения и группы
Цель: углубить знания учащихся об имени существительном как часть речи; формировать навыки определять отмены и группы существительных; развивать умение самостоятельно склонять существительные, определяя орфограммы в падежных окончаниях; воспитывать чувства национального достоинства, гордости за великого патриота Украины, любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, таблицы, тексты произведений, презентация, видео, карточки-путеводители.

ХОД УРОКА
Эпиграф урока:
И.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Создание эмоционального настроя
— Представьте, что каждое утро вы получаете в банке 86400$. Но потратить можно только сегодня, так на следующий день ничего не переносится. Что бы вы делали? Тратили бы? Каждый из нас имеет такой банк, и это — ВРЕМЯ. Каждое утро вы получаете 86 400 секунд. Каждой ночи, время, которое вы не использовали для достижения определенных целей, становится потерянным. Давайте позаботимся, чтобы 2400 секунд, которые мы имеем, были использованы в полной мере Инвестируем с умом, чтобы быть успешными! А чтобы Вы были еще увереннее в собственных силах, давайте снова обратимся к нашей «формуле успеха».(слайд 2-3) Итак, вы готовы начать работу.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1.Упражнение «Собери чемодан знаний» (слайд 4 )
• Что означает существительное?
• На какие вопросы отвечает?
* Какие морфологические признаки имеет существительное?
* Назовите два существительных, имеющих общее значение.
* С какой буквы надо писать собственные названия, обозначающие фамилии и имена людей?Примеры.
• Какова основная синтаксическая роль существительных?
• Какие категории рода существительных вы знаете?
• Как изменяются существительные по числам?
• Какие вы знаете падежи украинского языка?

III.ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
1сообщение темы и заданий урока (слайд 5-6)
— Сегодня на уроке мы углубим свои знания об имени существительном, усовершенствуем умение склонения существительных и разделения их на группы, научимся определять форму глагола в предложении, используя падежные окончания существительных I–IV склонений.

2.Работа с эпиграфом (слайд 7)
(Ответы детей).
IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Шифровальщики» (слайд 8)
— Давайте вспомним изученные в 5 классе темы «Фонетика» и «Графика». Продолжите, пожалуйста, предложение… звуки нашего языка делятся на… (гласные и согласные). Допишите то, чего здесь не хватает :
2. Лингвистическое исследование (слай9)
Запишите предложения, подчеркните в них существительные и определите род и падеж каждого из них.
1.Нет на свете Украины, Нет второго Днепра.
2.И до сих пор снится, вышла из дома
Веселая, смеясь, мать,
Целует деда и дитя
— Почему существительные, употребляемые в одних и тех же падежах, имеют разные окончания?
— Как вы считаете, для чего нам нужно знать, как правильно склонять существительные?
3.Таблица: ( Слайд 10)

Отмена Род Окончания в Н. в. единственного числа Группа Примеры
Первая Женский, мужской, общий-а (-я) Твердая, мягкая, смешанная ручка, сирота надежда, судья граница, круча
Вторая Мужской средний нулевое, -о, -е, -а, -я Твердая, мягкая смешанная город, биг зелье явление, морж
Третья женская нулевая соль, молодежь, мать
Четвертая Средний -а, (-я) (в косвенных падежах появляется суффикс -ат (-ят), -ен) жеребенок, теленок, девчонка

4.Обработка теоретического материала(С. 94-95, учебник)

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Выборочный диктант (слайд 11)
Из представленных предложений выпишите существительные в единственном числе ставя их в начальной форме, определите отличие, обозначьте окончания
2. За вас правда, за вас слава
И воля святая!
3. Сидит
Как будто до сих пор седой дед
Круг избушки и забавляет
Хорошее и кудрявое
Свое маленькое внуча.
4. Меня иметь еще извитую
На руках носила.
2. Диктант с комментированием (слайд 12)
Записать предложение, дописав окончание существительных, определить группу.
— Самостоятельно составьте несколько предложений о детстве поэта, назовите отмены использованных существительных.
4. Физкульт-минутка.
2. « Встаньте, дети, улыбнитесь..»
(на выбор)
Встаньте, дети, улыбнитесь,
земле нашей поклонитесь
за счастливый день вчерашний
и к солнцу потянитесь.
Наклонитесь В разные стороны,
Веретеном покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте
и за парты тихо сядьте.
5. Кодовый диктант (слайд 15-17)
Запишите выделенные в предложениях существительные, используя код.
1 — И отмена. 2-ІІ отмена. 3 – III отмена. 4 — IV отмена
1. День погас
И все почило. (2)
2. А слава — заповедь моя. (3)
3. За вас правда, за вас слава (1)

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов