Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Соловьева Н.Н.

Словарь-справочник рассматривает наиболее сложные случаи использования слов, что связано с их иностранным происхождением; употребления синонимов, паронимов, фразеологических сочетаний, а также грамматических вариантов, касающихся различных частей речи и разнообразных грамматических категорий. Предлагаются статьи, комментирующие стилистическое использование отдельных частей речи.

Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Формат: pdf

Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Соловьева Н.Н.

Упражнение «Проверяю себя»
Выпишите слова с орфограммами

Орфографический самодиктант
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните буквы, которые обозначают два звука. Объясните пунктограммы

Диктант информационного действия
Перепишите. Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, укажите его.

Эй, новые Колумбы, Магелланы,
Поднимем паруса наших (мечта)!
Зовут нас в странствия океаны,
Бухту (спокойствие) облизывает прибой.
***
Пусть в маленьких (глаза) отражается мир
Од маленьких (ромашка) до (старт) больших,
Пусть в них светится синий зенит,
А не ужас од (побоище) диких.

Игра «Лови ошибку!»
Найдите ошибку в написании слов и запишите правильно поэтические строчки.

Сам я сонный ходил землей,
Но ты, как гром весенний,
Стала совестью, и душой,
И счастливым не счастьем моим.

Упражнение «Минутка эпитетов»
Выпишите слова с не ударными гласными в корнях слов, объясните их правописание. Объясните написание выделенных слов. Назовите прилагательные, определите разряды по значению.

Диктант с комментированием
Объясните правописание выделенных слов. Подчеркните небуквенные орфограммы.

Орфографический практикум
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Назовите художественные средства, выясните лексическое значение выделенных слов.
Лингвистически-ситуативный эксперимент
Выясните по словарю значение слова пресс – конференция. Представьте, что вы попали на пресс — конференцию. Какие вопросы вы бы задали художнику о его творчестве? В текстах вопросов следует используйте слова с орфограммами:
«Мягкий знак»,
«Удлинение согласных»,
«Безударные е, и в корнях слов».

Тематика текстов: «Сохранение преемственности поколений»
Цель: средствами дидактического материала способствовать обеспечению преемственности поколений, сохранению семейных ценностей, реликвий, идеалов

Прочтите текст. Выпишите предложение с прямым языком, объясните знаки препинания. Сделайте, где возможно, замену прямого языка на косвенную.

Коммуникативный практикум
Составьте предложения с прямым языком, используя поданные цитаты. Прочитайте их с соответствующей интонацией. Начертите схемы предложений.

Упражнение «Познай себя»
Прочитайте текст. Считаете ли вы себя человеком с высоким уровнем культуры общения? Как работаете над собой? Одно из предложений текста перестройте на предложение с прямым языком.

Тест – контроль
1) Прямая речь сопровождается:
а) вставными словами;
б) словами автора;
в) обособленными членами предложения.
2) Разговор двух человек – это:
а) прямая речь;
б) обращение;
в) диалог.
3) Прямая речь – это:
а) разговор двух лиц;
б) чужое вещание, переданное дословно, без изменений;
в) слова, синтаксически не связанные с членами предложения.
4) Цитата, записанная стихом:
а) берется в лапки;
б) не берется никогда в кавычки;
в) пишется с новой строки, перед ней ставится тире.
5) предложение с косвенным языком – это :
а) простое двухсложное предложение;
б) сложное предложение;
в) простое односоставное предложение.
6) Каждая реплика в диалоге:
а) берется в лапки;
б) пишется с новой строки, перед ней ставится тире;
в) выделяется запятыми.
7) Дословный отрывок из чьего-то текста или высказывания в подтверждение мысли – это:
а) диалог;
б) цитата;
в) обращение.
8) Прямая речь берется в:
а) лапки;
б) скобки;
в) не берется в лапки.
9) Если слова автора разрывают прямую речь на границе двух предложений, то ставим после слов автора:
а) кому;
б) точку;
в) двоеточие.
10) в целях высказывания прямая речь есть:
а) вопросительной;
б) повествовательной;
в) повествовательной, вопросительной, восклицательной.
11) Укажите схему данного предложения: «Много видел я красивых людей, но такого, как отец, не видел».
а) «П», – а.
б) «П, – а, – п?»
в) А: «П?».

12) Составьте мини-диалог на тему: «И уже никогда не вернется святость босоногого детства».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов