ВПР. Русский язык. 10 класс. Практикум. Скрипка Е.Н.

Предоставленное пособие соответствует ФГОС. Учебник включает 10 вариантов заданий для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Каждый вариант включает задания по всем основным темам курса русского языка в 10-м классе. Ко всем заданиям даны ответы. Практикум подготовлен ученикам 10-х классов, преподавателям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

ВПР. Русский язык. 10 класс. Практикум. Формат: pdf

ВПР. Русский язык. 10 класс. Практикум. Скрипка Е.Н.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГЛАГОЛОВ И НАРЕЧИЙ

Цель: углубить знания учащихся об основных способах создания глаголов и наречий; формировать умение правильно образовывать глаголы и наречия с помощью различных словообразовательных аффиксов; воспитывать внимательность.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Оборудование: копии текстов.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Прочтите текст. Назовите основные способы созидания глаголов. Приведите примеры.

В современном украинском языке новые глаголы образуются главным образом за счет использования основ других частей речи. Для образования глаголов от основ существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, междометий и (реже) служебных слов используются суффиксы -и-, -и-, -а- (-я), -ува- (-юва-), -ка-, например: счастье — везти, свежий — свежими, возраст — до скончания века, лентяй — лентяйничать, ох — охать, вы — выкают.

От основы глаголов при помощи суффиксов-а-, -ва-, -ува-, -оува — создаются видовые пары глаголов совершенного вида: застелить — застилать, сбыть — сбывать, разрисовать — разрисовывать.

Суффикс-ну -, сочетаясь с глагольной основой, образует глагол совершенного вида: стучать-стукнуть — кричать-крикнуть. Этот суффикс выполняет также и словообразовательную роль, например, в сочетании с прилагательной основой: худой — худеть.

Суффикс -ону — имеет значение внезапной действует: рубануть, резануть.

Глаголы могут образовываться от глагольных основ с помощью приставок: в-, в-, во-, от- (ото-), вы-, до- (ди-), с- (со-, с-, с-), за-, на-, над- (надо-), об- (обо-), под-, пере-, по-, при-, про-, за-, под-, про-, обез-, недо-, полу-, а также префиксов иноязычного происхождения де- (дез-), дис-, ре-: внести, урвать, войти, отнести, забрать, вынести, донести, подобрать, сшить, согнуть, списать, завесить, обозвать, поднять, плохо слышать, дописать; демаскироваться, дезориентировать.

Присоединения различных приставок глагола меняет его значение и расширяет количество родственных слов: отстроить, выстроить, достроить, построить, перестроить, построить, пристроить, перестроить (С пособия).

2. Образуйте от каждого слова глагол приставочным и суфиксальним способом. Укажите словообразовательные средства, которые вы использовали.

Информация, ах, слесарь, сканирование, соль, я, рисунок, обед, чертежи, закаленный, белый, зима, фотография, трое, перепись, кричать, запад, болельщик, саженец, горения, регресс, завоеватель, печатный.

3. Используя префиксы, образуйте глаголы с новым значением или оттенком в значении.

Цвести, спать, идти, жить, платить, править, сеять, нести, учиться, дать, мечтать, мести, радоваться.

4. Переведите на украинский язык словосочетание. Сравните их произношение и написание. Определите в глаголах суффиксы и префиксы. Какого значения придают Они словам?

Съесть ужин, сорвать цветок, сшить костюм, ссыпать зерно, собирать коллекцию, сфотографировать радугу.

5. В приведенных предложениях найдите глаголы, образованные приставочным способом. Отметьте префиксы.

.6. Прочитайте текст. Составьте к нему несколько вопросов.

В древние периоды развития украинского языка наречия образовались путем перехода слов и словоформ других частей речи. Постепенно изменяемые слова стали неизменяемыми, и прежние окончания именных слов-ы,- у,- ом,- есть теперь воспринимаемые как суффиксы неизменяемых слов, как, например, в наречиях сверху, внизу, в последний раз, надвое.

От существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий образовались новые наречия путем слияния этих частей речи с предлогами, которые стали в таких словах префиксами: исподлобья, отродясь, издалека, в юности, поодиночке, прежде всего, кое-где.

В современном украинском языке наречия творятся при помощи суффиксов-о, -е: дорогой — дорого, теплый — тепло, горячий — горячее, равнодушен — безразлично, а в некоторых наречиях выступает суффикс -чи: дважды, трижды.

Можно выделить ряд префиксов, которые присоединяются к наречиям времени и места: От -, До -, вне -, перед -, после -, по -: отныне, по сей день, до сих пор, в позапрошлом году, послезавтра.

Наречия образуются также с помощью префиксов пре -, за -, не -.

При суффиксально-префиксальном словообразовании используется префикс по -: по-новому, по-братски (из пособия).

7. В приведенных наречиях определите суффиксы и префиксы.

Наизусть, ласково, по-своему, позавчера, ночью, отныне, ненароком, по-украински, изредка, хорошо, осенью, внимательнее, по-соседски, трижды, изо всех сил, высоковато, сначала.

8. Раскройте скобки. Объясните созидание и правописание наречий.

1. Попал между ворон — (по) вороньем каркай. 2. Две древних столицы замаячило (в) дали на холмах. 3. (От) тогда прошло три года (о. Гончар). 4. Мина бывает (на) двое: либо выменял, либо проиграл (Народное творчество). 5. Ветры (с) разгона поломали скрипку. 6. Закинули рыбаки невод в третий раз.

9. Творческое задание. Составьте по представленной ситуации диалог, используя приведенные глаголы и наречия.

Представьте, что вы встретились с другом, которого давно не видели. Он вас не узнал. Между вами произошло недоразумение.

Дважды, рассматривать, тыкать, проглотить, забыть, плохо, отныне.

IV. ИТОГИ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить реферат на тему «Словообразовательные синонимы в русском языке».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов