Русский язык. 11 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

Пособие включает теоретический и практический материал по морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации. При изложении теоретических вопросов широко используются таблицы и схемы. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Особенное внимание уделено работе с текстом. Пособие нацелено на подготовку учеников к ЕГЭ по русскому языку.

Русский язык. 11 класс. Формат: pdf

Русский язык. 11 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ УДАРЕНИЯ СЛОВ

Цель: формирование у учащихся компетентностей коммуникативно целесообразно и правильно пользоваться орфоэпическими нормами.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности:

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Орфоэпическая разминка. Работа в группах

► Определить роль правильного ударения слов.

• Задачи для 1-й группы: выписать слова единственно возможным правильным ударением;

• задание для 2-й группы: выписать слова с двойным ударением;

• задача для 3-й группы: выписать слова, в которых ударение меняет значение.

Атлас, объединение, обещание, пример, комбайнер, чтение, ошибиться, задачи, орган, семья, случай, родина, вслед, улыбка, ошибка, полезный, признак, стихи, пора, ноябрь, в частности, разбор.

Справка

1-я группа: обещание, чтение, задача, случай, полезный, признак, стихи, ноябрь.

2-я группа: родина, весенний, комбайнер, вслед, улыбка, ошибка, в частности, разбор.

3-я группа: атлас, объединение, пример, ошибиться, орган, семья, родина, пора.

Школа лидеров

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА.

Полезная шпаргалочка

► Возможно, именно такой является полезная шпаргалочка про правильное подчеркивание слов? Ведь именно ударения чаще всего становятся камнем преткновения для многих из нас.

IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Не бойся заглядывать в словарь

► Поработать с орфографическим словарем украинского языка. Выписать по 1015 слов с ударениями на разных слогах, отчетливо прочитать, изучить их ударение. Особое внимание обратить на слова с двойным ударением.

Ударение на 1-м слоге

дОгмат, бросать, случай, вместе, разведка, стихи, стихов, присказка, Олень, спИна, цАрина, нет времени, щипцы, денег, дрОва, зОзла, фОльга, кУрятина, будем, нижний, подростковый, дочь, рЕшето, зАгадка

Ударение на 2-м слоге

фенОмен, везлА, генЕзис, задачи, абы где, ведь, когда бы то ни было,чем, рондО (шрифт), рубль, рукопись, правописание, ход событий,познания, новый, щавЕль, борОдавка, требование, отчим, грабли, дочь, обеднеть, захудалый, фартук, подУшка, в позапрошлом году, треск, ненавидеть, произведение, квартАл, налыгач, дичать, чернозем, чернослив, оптовый, атаман, индустрия

На 3-м складе

решения, сельскохозяйственный, страницы (множественное число), одиннадцать, километр, идем, берем, кое-как, идете, асимметрия, бюллетень, обучение, псевдоним, крапива, болотистый, валовой, ветеринария, инженерия, мозолистый, наугад, некролОг, осокА, каталОг, бюллетень, рукописный, кулинария

Двойной упор

ошибка, всегда, навсегда, правОпИсний, простой, слезами, разбор, безразлично, полезный, пожалуй, первоначальный, также тому ПОДОБНОЕ.

Два ударения в словах

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Ассоциативный диктант

 Написать учебный диктант, в котором использованы слова для запоминания с ударением на третьем слоге.

Если ты ГРАЖДАНИН, то должен выполнять свои ГРАЖДАНСКИЕ обязанности. А потому мы участвуем в выборах. В БЮЛЛЕТЕНЕ, где буквы как ГОРОШИНЫ, определяем избранников. Хоть в нашей стране царит БЮРОКРАТИЯ, каждое политическое ТЕЧЕНИЕ плывет к своему берегу, ВЕДЯ борьбу с оппонентами, надо голосовать, потому что на КОН поставлено наше будущее. Если что-то не знаете, найдете в справочном каталоге.

МЕДВЕДИЦУ РОБКИЙ охотник не подстрелит.

Даже САНТИМЕТР КРАПИВЫ жалит.

Волшебное ВЕРЕТЕНО соткало красивые жалюзи.

Исследования-характеристика

Установить, какую роль выполняет ударение в поданных словах. Обоснуйте свой выбор.

Вызвал — вызвал, тепло — тепло, этаж — этаж, дорога — дорога, прислушайся — прислушайся, миловать — миловать, музыка — музыка, в целом — в целом, дерн — дерн, признаю — признаю, забросить — забрасывать, выбегал — выбежал.

Творческая лаборатория

Исправить, где требуется, ошибки в ударении. Объяснить причину допущенных неточностей.

Практикум по риторике

Поставить знаки пауз. Обозначить ударение в словах, подчеркнуть слова с логическим ударением. Соблюдая правила произношения, отчетливо прочитать текст. Объяснить орфограммы и пунктограммы.

Ревет и стонет Днепр широкий. Я самый старый человек на берегу большой реки моего народа. Белыми цветами зацвела сейчас моя голова, и чего-то мне грустно, и сердце болит. Что-то словно проплыло издалека — издалека, от самой Десны, дорогой реки моего детства, где ходил по белых чистых берегах я босой, где пил ее мягкую полесскую воду. Давно, давно…

VІ. ПРОВЕРКА ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Тестовые задания

1. На первый слог падает ударение в слове…

А случай;

Б ценник;

В течение;

Г русло.

2. Второй слог отмечен в слове…

А избранник;

Б недруг;

В отголосок;

Г приятель.

3. Второй слог отмечен в слове…

А одинаковый;

Б суточный;

В каждую весну;

Г сантиметр;

4. На второй слог падает ударение в слове…

А ноябрь;

Б новость;

В столяр;

Г летопись;

5. На второй слог падает ударение в слове…

А крапива;

Б псевдоним;

В вопрос;

Г признак;

Д осока.

6. На третий слог падает ударение в слове…

А кулинария;

Б колея;

В сеть;

Г оптовый.

7. На второй слог падает ударение в слове…

А диалог;

Б имя;

В каталог;

Г одиннадцать.

8. На второй слог падает ударение в слове…

А вместе;

Б середина;

В спина;

Г центнер.

9. На второй слог падает ударение в слове…

А очередной;

Б хозяйственный;

В торжественный;

Г феномен.

10. На первый слог падает ударение в слове…

А признак;

Б пеня;

В теплиться;

Г засуха.

11. На второй слог падает ударение в слове…

А пасквиль;

Б километр;

В каталог;

Г квартал.

12. На второй слог падает ударение в слове…

А дочь;

Б подруга;

В идем;

Г приязнь.

Справка: 1 — А, 2 — А, 3 — А, 4 — Г, 5 — Г, 6 — А, 7 — Б, 8 — Б, 9 — Г, 10 — Г, 11 — Г, 12 — А.

VII. ИТОГ УРОКА

• Сегодня на уроке я узнал (ла), что…

• Полученные знания мне понадобятся, чтобы…

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить текст диктанта, используя слова для запоминания с ударениями на первом и втором составе.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов