Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Мы надеемся, что этот учебник поможет вам успешно освоить программу 11-го класса по русскому языку, содержанием которой является глубокое повторение курса пунктуации, систематизация знаний, нужных для успешной сдачи ЕГЭ.
Работая по предлагаемой методике усиленного повторения пунктуации, выполняя разноуровневые тренинги, тесты, упражнения, вы получите уверенность в собственных силах и возможность совладать с тестами, предлагаемыми на ЕГЭ по русскому языку, так как в нашем пособии мы соотносим ту или иную изучаемую пунктограмму с реальными заданиями, представленными в КИМах.

Практикум по орфографии и пунктуации. Формат: pdf

Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

ОСНОВА СЛОВА. ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВЫ. ОБРАЗНАЯ ОСНОВА И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАНТ. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цель: углубить знания учащихся об основе слова как части слова, ознакомить с понятиями словообразовательный тип и словообразовательное значение; формировать умение определять морфологический тип основы слова, находить образующую основу, составлять словообразовательные цепочки, а также вводить слова к словообразовательного типа и устанавливать их словообразовательное значение; воспитывать интерес к лингвистических явлений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: копии текстов.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Прочтите текст. Определите, что такое основа слова, какие есть морфологические типы основ. Какие основы называются созидательными?

Рассмотрение строения слова предполагает выделение его основы. В плане значения она передает индивидуальный смысл слова, чем отличается от корня, который является смысловой морфемой группы родственных по этим корнем слов.

В плане выражения основа слов составляет часть слова без материально выраженной или нулевой флексии, а в глаголах украинского языка — также часть слова без формообразующего суффикса инфинитива -ти (или разговорного варианта -ть).

В основу может входить либо сам корень, либо корень вместе со словообразовательными или формообразующими аффиксами-префиксами, суффиксами, кроме суффикса инфинитива-ты (- ть). В зависимости от этого выделяются основы непроизводные и производные.

Непроизводной называется такая основа, которая не делится на морфемы, как-то: дом, дескать-а. В этих словах основа совпадает по звуковому составу с корнем. Наличие или отсутствие флексии во внимание не принимается, так как флексия не составляет элемента основы.

Для того, чтобы осознать процесс творения слова в живой языковой практике, недостаточно разложить его на морфемы, выделить корень или даже установить морфологический тип основы. Надо найти слово, в частности ту его часть, из которой выведена производная лексема. Эту часть производного слова называют образующей основой. Итак, образующей считается такая основа, на базе которой тем или иным словообразовательному способу современного языка непосредственно образовано другое слово и которая является его составной частью.

Производные слова могут образовываться от различных типов основ — не производных и производных. Так, для глагола украинского языка учить образующей является непроизводная основа уч-, а для слов учитель, учительство — производные основы: учи — в отношении первого примера, учитель — относительно второго.

Комментарий учителя. Итак, производной основой называется основа слова, образованная с помощью аффиксов. В состав производной основы, кроме образующей основы, входит словообразовательный аффикс: суффикс, префикс.

Все эти аффиксы называют в словообразовании словообразовательными средствами (формантами) (из учебника).

► Подумайте, почему основа слова и его образующая основа часто разные по строению.

2. В поданных словах определите основу, охарактеризуйте ее (производная / не производная).

Жаркий, зеленый, дождь, ночной, мороженое, голова, собрат, братский, ворота, правдивый.

3. Определите, какая основа является образующей для приведенных слов. Запишите по образцу.

Образец. Чтение — читать.

Чернила (черный, чернильный, чернеть); доброта (добро, добрый, добрее); гаек (роща, гаек); медицинский (медик, медицина, медикаменты); мудрец (мудрости, мудрый, мудрость); веселый (Радуга, веселье, веселить).

4. Найдите и запишите образующую основу поданных слов. Подберите мотивированные слова.

Человечность, подорожник, безвольный, беленький, стульчик, просинь, зернистый, учительница, продавец, извиниться, собеседник, описания.

5. Определите в словах образующую основу и словообразовательные аффиксы.

Море, морской, моряк, морячка, приморский, заморский; читать, чтение, чтение, перечитывать, читатель; богатый, богатство, богач, много, богатеть, разбогатеть, разбогатеть.

6. Для приведенных слов выберите мотивирующие слова и образующие основы.

Мраморщик, шифровальщик, бетонирование, железобетон, проектировщик.

7. Сгруппируйте поданные слова в две колонки: с грамматическими аффиксами; со словообразовательными.

Мудрый, мудрец, мудрейший, мудрость, мудрее, мудрости, мудрости, мудрости, мудрее, мудрее, мудрее, мудрости.

Комментарий учителя. Ряд однокоренных слов, расположенных в последовательности их создания, называется словообразовательному цепочкой. Например: плод — плодовитый — производитель — плідниковий (С пособия).

8. Запишите однокоренные слова, расположив их последовательно в словообразовательной цепочке.

Народ, народный, народнохозяйственный, народовластие, народник, народничество; печаль, печальный, печалиться, запечалившись, печальность, запечалиться; минутный, волна, минута, минутка, минуточка, минуточка, поминутно.

► Самостоятельно составьте несколько словообразовательных цепочек.

9. Найдите ошибки в определении образующей основы.

степь — степной; свозить — довез; учительствовать — учительство; водяной — вода; подход — подходить; улетать — улет; лесной — лес.

Комментарий учителя. Совокупность разнокоренные слов, имеющих общие аффиксы (суффиксы, префиксы), составляют словообразовательный тип (модель).

10. Докажите, что каждая строка составляет словообразовательный тип. Какие общие аффиксы имеют слова в каждом словообразовательном типе? Установите словообразование значение приведенных слов.

□ Самый лучший, самый умный, самый ответственный, самый могущественный.

□ Медный, железный, деревянный, стеклянный.

□ Библиотекарь, аптекарь, токарь, почтальон.

Щенок, зайчонок, мышонок, лисенок.

□ Киевский, одесский, луганский, харьковский.

□ Тыквенной ботвы, кукуруза, мак.

11. Самостоятельно составьте несколько словообразовательных типов.

12. Подберите до поданных слов разнокоренные слова таким образом, чтобы все они имели общее словообразовательное значение.

Ткацкий, зеленоватый, разрисовать, переводчик, врач.

IV. ИТОГИ УРОКА

· Что такое основа слова? Приведите примеры.

* Какие основы называются не производными? Приведите примеры.

· Какие основы называются производными? Приведите примеры.

· Что такое производящая основа? Приведите примеры.

· Что такое словообразовательный тип и словообразовательное значение? Приведите примеры.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Подготовьте лингвистическое сообщение на одну из тем: «Суффиксы — большие труженики», «Роль префикса в обогащении родного языка», «Корень — главная часть слова».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов