Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

Книга предназначена для контроля подготовки учеников 11 класса по русскому языку. В нём представлены 4 контрольно-тренировочные работы (по 1 на каждую четверть), предваряемые диагностическими тестами, и одна итоговая — для конца года. В совокупности они охватывают весь основной материал программы. Большая часть заданий представлена в формате измерительных материалов ЕГЭ. Поэтому 2-ой задачей этого пособия можно считать пошаговую подготовку к итоговой аттестации. Ко всем заданиям предоставлены ответы.

Русский язык. 11 класс. Контрольные работы. Формат: pdf

Русский язык. 11 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

ОТЛИЧИЕ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ В РАЗНЫХ СЛОВАРЯХ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОГРАФИИ

Цель: продолжать обучать учащихся правильно и рационально использовать разные типы словарей, углублять знания о различии словарных статей в разных словарях, представить сведения о стилистические средства лексикографии; формировать умение выполнять исследовательскую работу на основе различных типов словарей; вырабатывать потребность обращаться к справочной литературе, воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, внимание к слову.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Оборудование: копии текстов, различные виды словарей.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Прочитайте текст. Выясните, к какому стилю речи он принадлежит.

Выразительной особенностью свадебного обряда было изготовление специального хлеба — каравая. Ареал распространения каравая охватывает почти всю территорию Украины (кроме некоторых районов Закарпатья и Среднего Приднестровья, где функцию каравая выполняли свадебные калачи). Значение каравая в украинской свадьбе было настолько большим, что молодой, которому по определенным причинам (бедность, сиротство) не выпекали каравая, получал прозвище «Бескоровайный».

Глубоко символического содержания приобретало в свадьбе хлебное зерно, которым «посевали» молодого выдворяла его из родительского дома к браку и молодых по браке. В некоторых районах к ржи или пшеницы добавляли овес, орехи, которые составляют один ряд в символике продолжения рода .

Объясните, каким словарем вы воспользуетесь для анализа выделенных слов: за произношением; за написанием; при объяснении лексического значения; при определении происхождения; при подборе синонимов; при подборе омонимов выделенных слов.

Проанализируйте выделенные слова по этим словарям.

2. Выпишите словарные статьи с реестровыми словами, Евангелие, мораль, метод, влечение из словарей различных типов (на выбор). Проанализируйте содержание и структуру этих статей.

3. Найдите в толковых словарях статьи о лексемы знать, идти, делать. Выпишите неизвестные вам ранее значения или экспрессивные оттенки этих слов.

4. Прочитайте текст. Сделайте вывод о стилистической роли словарей.

Стилистическая грамотность предполагает в первую очередь правильное и уместное употребление слов в соответствии с их значения и эмоционально-стилистической окраски.

Чаще всего случаются такие лексические ошибки:

1. Спутывание слов и выражений русского и украинского языков: «карандаш» вместо «карандаш», «принимать участие» вместо участвовать, «относиться с уважением» относиться с уважением «является бунтарем» вместо является бунтарем.

Чтобы избавиться от таких ошибок, надо какое-то время регулярно проверять себя за российско-украинским словарем.

2. Употребление слов украинского языка в несвойственном значении: «любовь до Петра» вместо любовь к Петру, «повесть сыграла большое значение» вместо повесть имела большое значение и тому подобное.

3. Загромождение предложения лишними словами: «украинские писатели и поэты» — название писатель охватывает всех, кто пишет художественные произведения (прозу, поэзию, драматургию), поэтому здесь слово поэты лишнее, достаточно сказать: украинские писатели (или украинские прозаики и поэты); «два молодых юноши» — слово юноши означает молодые люди, поэтому определение молодежи при нем не требуется.

5. Подберите из скобок нужное слово. Свой выбор обоснуйте.

6. Отредактируйте предложение, устранив неуместности. При необходимости воспользуйтесь словарями.

1. Причиной аварии стала беспечность водителя. 2. Почему бегут солдаты? (Из газеты). 3. Спасибо, что Вы без колебаний согласились на эту встречу (Из устной речи). 4. Чем занимается благотворительный фонд? — «Интеллект» занимается коммерческой деятельностью (из пособия). 5. Солдаты жалуются, что их кормят прескверно, обращаются к ним грубо (Из газеты).

7. Работа в парах. Составьте диалог на тему: «Словари в моей жизни».

V. ИТОГИ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите реферат на одну из предложенных тем: «Авторы словарей — титаны труда», «Построение словаря и словарной статьи (на материале конкретного словаря)», «Словарное богатство», «Лексикография как отрасль языковедческой науки».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов