Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю.

Учебник содержит материалы для выполнения оперативной диагностики уровня изучения учебного материала в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса русского языка 10-11 классов. Каждая работа представлена в 4 вариантах и рассчитана на 15 минут. Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учениками учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену.

52 диагностических варианта. Формат: pdf

Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю.

ФРАЗЕОЛОГИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, НАУЧНАЯ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЕЙ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ

Цель: углубить сведения десятиклассников о фразеологию разных стилей речи; развивать коммуникативные умения уместно и правильно использовать фразеологизмы в речи с учетом их стилистических параметров и контекста; составлять диалоги, используя фразеологические единицы; определять роль, функции использования фразеологизмов в текстах разных стилей; воспитывать уважение к богатству родного языка.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Оборудование: копии текстов, фразеологический словарь, карточки с заданием для работы в группах.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Прочитайте текст. Подготовьте устное сообщение на тему «Фразеология разных стилей речи», использовав приведенный лингвистический материал.

Фразеологизмы имеют четко выраженное стилевое назначение. Каждый стиль речи пользуется значительным запасом фразеологизмов. Стилевое использование фразеологизма зависит прежде всего от наличия или отсутствия эмоциональной окраски.

Нейтральные (межстилевые) фразеологические обороты употребляются во всех стилях речи. Например, очаг культуры, посеять искру.

Эмоционально окрашенные фразеологизмы используются в художественном, разговорном и публицистическом стилях. Например, мокрая курица — пренебрежительная окраска; тяжелая артиллерия — ироничный оттенок.

Стилистические функции фразеологизмов зависят и от источников происхождения. На этом основании они делятся на разговорно-бытовые, народно-поэтические и книжные.

Разговорно-бытовые фразеологические обороты используются прежде всего в разговорном и художественном стилях, реже-в публицистическом. Они имеют эмоционально-экспрессивный окрас и является средством усиления, выразительность мысли. Им присущ бытовой характер, определенная вольность, интимность, яркая позитивная или негативная оценка. Например: голодной курице просо на уме; утереть нос; без задних ног.

Народно-поэтические фразеологизмы — это выражения, возникшие на фольклорной основе (постоянные эпитеты, сравнения, метафоры, тавтологические обороты, синекдохи, прибаутки, каламбуры и прочее) и распространены как в разговорном, так и в художественном стилях. Например: 1. На камне на белом там стояла темная темница. 2. Едет казак молодой, под ним конь вороной (Род. творчество).

Книжные фразеологизмы возникли на письменной основе и используются в книжных стилях. Это устоявшиеся словесные формулы деловых документов (договорные стороны, докладная записка), крылатые выражения (олимпийское спокойствие, ахиллесова пята, лебединая песня) и афоризмы («Глаза дружбы редко ошибаются» — Вольтер), терминологические словосочетания (адамово яблоко, северное сияние, неполное предложение, юридическое лицо).

В публицистических и художественных текстах фразеологизмы иногда видоизменяются (трансформируются), что служит средством экспрессии, создания каламбуров и тому подобное. Например: 1. Как быть — вот в чем вопрос. 2. Пассажир — это звучит гордо (Из газет).

Фразеологизмы обогащают нашу речь, но использовать их надо правильно и уместно (Из учебника).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Выпишите из фразеологического словаря выражения с ремарками поэт., Ирон., презрение.

2. В представленных предложениях подчеркните фразеологизмы, определите их синтаксическую и стилистическую функции.

1. Или ты, муженек, сон рябой кобылы рассказываешь, или дороги спрашиваешь?. 2. Удачи же вам и не забывайте о своей альма-матер. 3. Жизненная логика и сила любви должны взять вверх над химерами судьбы. 4. Немецкий полицай, который стоял на выходе из лагеря, был стреляный воробей. 5. Груши были здоровы и дорого стоили на ярмарке. Здесь уже пахло карбованцами. 6. Столица Украины — Киев. Выполняет обязанности «матери городов русских». 7. Не дайте врагам ни хлеба, ни мяса, гоните их из своих дворов в три шеи.

3. Разграничьте фразеологические единицы по стилевым признакам.

Медовый месяц;  азбучная истина; обещать золотые горы; в рубашке родиться; до черта в зубы; гора с плеч рухнула; герой нашего времени; рта разинуть; камень преткновения.

4. Составьте и разыграйте диалоги в группах.

Группа 1

Представьте себя командой тележурналистов. Подготовьте политический обзор для телепередачи, в котором были бы употребленные фразеологизмы различных типов.

Группа 2

Представьте, что вы есть радиоведущим, которому нужно провести прямой эфир передачи на моральную тему. Постройте разговор ведущего с гостями и слушателями таким образом, чтобы в диалоге были употреблены фразеологизмы различных типов.

5. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Мишка сделал из мухи слона и пошел домой. 2. Катя наклонила голову и молчала как рыба об лед. 3. От радости у него глаза на лоб лезут. 4. Затрещала лед и послышался голос вопиющего в пустыне. 5. Пошел Омелько свататься к Марусе, а та дала ему тыквы на кашу. 6. Закопал Тарас свой талант в землю и пошел служить казачком к господину (Из учебника).

6. Работа в группах.

Группа 1. Вспомните и запишите поговорки и пословицы о дружбе.

Группа 2. Вспомните и запишите поговорки и пословицы о моральных ценностях.

Группа 3. Вспомните и запишите поговорки и пословицы о пользе труда и знания.

V. ИТОГИ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нередко пословицы и поговорки выступают заголовками художественных произведений. Например « » за двумя зайцами «, » пока солнце взойдет, роса глаза выест «» , «кровь человеческая-не водица».

Составьте произведение, заголовком которого стало одно из пословиц:

«Ученому свет, а неученье тьма», «Горько заработай, а сладко съешь», «Труд человека кормит, а лень расточает».

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.