Русский язык. 10-11 классы. Контрольные работы. Комплексные задания. Цветкова Г.В.

Показанные контрольные работы изложены в форме, приближенной к технологии проведения Единого государственного экзамена, и могут применяться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала на уроках русского языка, причем как под руководством педагога, так и самостоятельно.
Задания максимально насыщены и требуют от ученика повышенного внимания, собранности.

Русский язык. 10-11 классы. Контрольные работы. Формат: pdf

Русский язык. 10-11 классы. Контрольные работы. Комплексные задания. Цветкова Г.В.

ЛЕКСИКОГРАФИЯ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ СЛОВАРЕЙ. ВИДЫ СЛОВАРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ

Цель: представить сведения о различные виды словарей и особенности их построения; формировать обще-познавательные умения пользоваться словарем; способствовать осознанию важности словарей как источника многоаспектной информации; воспитывать уважение к лексикографического богатства украинского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: копии текстов, «Философский словарь», «Этимологический словарь», «Словарь украинского языка» в 11 томах, «Большой толковый словарь современного украинского языка», «Краткий словарь лингвистических терминов, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь омонимов, фразеологический словарь, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

· Для чего нужны словари?

· Назовите типы словарей, с которыми вы уже знакомы.

· Объясните, каким словарем вы воспользуетесь: 1) для проверки произношения; 2) при объяснении лексического значения слова; 3) при определении происхождения; 4) для проверки правильности написания слова; 5) при подборе синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Прочитайте высказывания выдающихся людей о словарь. Прокомментируйте каждое утверждение.

1. Невозможно представить себе культурного человека, который бы не нуждался в словаре, никогда не пользовалась им. 3. Словари — это музеи слов, в них место и для старого, и для нового слова найдется. 4. Это вселенная в алфавитном порядке! Это книга книг. Он впитывает в себя все другие книги, надо лишь уметь их изымать из него.

2. Прочитайте. Подготовьте устное лингвистическое сообщение о видах словарей украинского языка. Расскажите об их назначении.

Лексикографическая наука, определяющая теоретические основы и практически воплощает их в составления словарей разного типа, называется лексикографией (от гр. lexikos — «словарный» и grapho — «пишу»).

Лексикография имеет многолетнюю историю, большой опыт создания разнообразных словарей и знаменательные достижения. Как одна из важных в современной лингвистике, она приобретает все большее развитие. Вызвано это растущими международными контактами, потребностью в изучении малоисследованных и углубленном анализе всех языков для удовлетворения научных и общекультурных и образовательных запросов общества. Применение электронно-вычислительной техники в заключении словарей обогатило теорию и практику этой лингвистической науки.

В соответствии с задачами и подачи словарного материала принято различать словари энциклопедические и лингвистические. Принципиальное отличие их состоит в том, что энциклопедические словари подают сведения о понятия, вещи, явления, исторические события, выдающихся людей, а лингвистические связанные с анализом слов: раскрывают лексическое и грамматическое значение, сферу употребления, происхождение, произношение, написание, перевод на другой язык, но они не содержат сведений о всесторонний характер самого предмета, обозначенного соответствующим словом.

Энциклопедические и лингвистические словари представляют собой набор словарных статей, которые состоят из заглавного (объяснительного) и тех данных, которые его касаются. Заглавные слова располагаются в алфавитном порядке. Поскольку в энциклопедические словари вводятся исключительно общие и собственные названия, словарные статьи в них представлены существительным или словосочетанием с существительным. В энциклопедическом словаре обозначается ударение в заглавном слове, есть справка иноязычных терминов, но они не подают грамматической или стилистической характеристики представленных названий. Статьи могут сопровождаться иллюстрациями. К энциклопедическим словарям относятся все терминологические словари (например, «Словарь лингвистических терминов»), энциклопедии (например, «Украинская энциклопедия»), биографические словари (в частности: «Кто есть кто: Био-библиографический словарь»).

Лингвистические словари подают все грамматические классы слов ввиду того, что их основным объектом описывания является слово, требующее рассмотрения всех частей речи. Для объяснения слов применяется их разносторонняя характеристика: семантическая, стилистическая, этимологическая.

Существуют одно -, двух — и многоязычные словари, которые предназначаются главным образом для учебной цели.

Согласно задач и способов лексикографического описания слов лингвистические словари бывают разных типов: толковые (словари, поясняющие слова), иноязычных слов, исторические, этимологические, диалектные, орфографические, орфоэпические, частотные, фразеологические, словари омонимов, синонимов, антонимов, языка писателя и др.. Каждый из них отличается своеобразием в строении словарной статьи, характера иллюстративного материала, что обусловлено задачами конкретного словаря.

Запишите как можно больше названий словарей из памяти.

V. выполнение практических задач

1. Сгруппируйте словари в две группы: энциклопедические и лингвистические.

Среди приведенных словарей укажите многоязычный.

2. Прочитайте словарные статьи с реестровым словом журналист.

1. Журналист [фр. journal — газета: papier journal, букв. ежедневный бумага (листок): jour — день] — профессиональный литературный работник газет, журналов, радио и других средств массовой информации.

2. Журнал + ист = журналист.

3. Журналíст (укр.) — журналист (рус.).

4. Журналист, а, ч. Профессиональный литературный работник газет, журналов, радио и других органов информации и пропаганды; газетчик, писака, репортер, корреспондент.

5. Журналíст, -а.

Подумайте, из какого типа словаря они выписаны.

3. Сопоставьте толкование лексемы словарь в «Большом толковом словаре современного украинского языка» и «Кратком толковом словаре лингвистических терминов». Материалы какого словаря полнее раскрывают значение лексемы?

4. Выясните значение слова язык по толковому и энциклопедическому словарю. Сравните объяснения и сделайте выводы.

5. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием охарактеризовать определенный словарь по алгоритму: исходные данные; структурно-информативный тип; структура словарной статьи.

Группа 1

Рассмотрите строение «Большого толкового словаря современного языка» и «Словаря русского языка» в 11-ти томах. Подготовьте уведомления об особенностях их строения, назначения и сферу использования.

Группа 2

Рассмотрите одно из изданий «орфографического словаря». Обратите внимание на строение статей. Подготовьте краткое сообщение об особенностях строения словаря, его назначение и сферу использования.

Группа 3

Рассмотрите строение «русско-украинского словаря». Подготовьте краткое сообщение об особенностях строения этого словаря, его назначение и сферу использования.

Группа 4

Рассмотрите строение «фразеологического словаря». Подготовьте краткое сообщение об особенностях строения этого словаря, его назначение и сферу использования.

Группа 5

Рассмотрите «Энциклопедию». Обратите внимание на строение статей. Подготовьте краткое сообщение об особенностях строения словаря, его назначение и сферу использования.

VI. ИТОГИ УРОКА

· Чем отличаются лингвистические словари от энциклопедических?

· Назовите виды лингвистических словарей.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.