Русский язык. 10 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

Учебник содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. Особенное внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Данная линия учебников соответствует ФГОС и ориентирована на подготовку учеников к ЕГЭ по русскому языку.

Русский язык. 10 класс.  Формат: pdf

Русский язык. 10 класс. Профильный уровень. Хлебинская Г.Ф.

АКЦЕНТ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УДАРЕНИЯ СЛОВ. НОРМАТИВНЫЙ УДАРЕНИЕ. ВАРИАНТЫ УДАРЕНИЯ СЛОВ

Цель: формирование компетентного говорящего, который свободно владеет орфоэпическими нормами, и представляет себя как сознательную, духовно богатую личность.
Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Самонастройка

Положить руки на парту, закрыть глаза и произнести.

Я личность творческая.

Я ожидаю пополнения своих знаний на уроке.

Я уверен в своих силах.

Я желаю всем одноклассникам успехов на сегодняшнем уроке.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Речевая разминка

Составить мини-произведение, начиная каждое предложение наречием, пишущимся через два дефиса. Запомнить их правописание. Какие еще наречия пишутся через два дефиса?

МОИ ПОСЛЕДНИЕ ГОДА В ШКОЛЕ

Всего-навсего..

Хоть-не-хоть…

Урывками…

Как-никак…

Бок о бок…

Кой-где…

Наедине…

Любой…

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Привет, проблемы!

Проработать информационную карточку, в которой представлены основные принципы подчеркивание слов. Сравнить обработанную информацию с материалом, поданным в учебнике. Сделать выводы.

Методический комментарий. Ударение в словах украинского языка является свойством части слова — состав. Ударение указывает на состав, который выделяется во время произношения слова. Очень часто у людей возникают проблемы с правильным употреблением ударения, потому что часто в процессе общения мы слышим неправильное ударение слов, а впоследствии и сами начинаем произносить некоторые слова неправильно.

Ударение в словах украинского языка сложно правильно определить, потому что он не только может приходиться на любой слог, но ему также свойственна подвижность — возможно изменение ударения при склонении слова. Ситуацию также усложняет отсутствие четких правил по формированию ударения и большое количество исключений.

Основные принципы подчеркивания существительных

1. В большинстве случаев существительные множественного числа имеют ударение на окончании: например, загадки, огурцы.

2. У большинства существительных женского рода с суффиксом-к при образовании множества ударение переходит в окончание: например, тарелка-тарелки, книжка-книжки, но: соседка-соседки.

3. Существительные, которые образовались от глаголов, имеют больше чем два состава и заканчиваются на -ание, чаще всего имеют отмечен суффикс: например, чтение, задания.

4. В иноязычных словах, обозначающих меры длины, обычно ударение падает на -метр: например, сантиметр, миллиметр, дециметр. НО в названиях устройств — по-другому: термометр, барометр.

Основные принципы акцентирования прилагательных

2. В большинстве случаев, когда прилагательное имеет два слога, ударение падает на второй слог (т. е. на окончании): например, звонкий, новый, тонкий, который.

Основные принципы ударения глаголов

1. Правила акцентирования глагола «быть» в настоящем времени — быть, будем, однако в прошедшем времени: была, было, были.

2. Многие глаголы имеют ударение на последнем слоге: например, нести, везти, мести.

3. Глаголы с окончаниями -емо, -имо, -ете, -ите имеют ударение на последней букве: например, везем, идем. Но: будем, грохочем, оставите.

Основные принципы подчеркивания числительных

1. В числительных, оканчивающихся на-десят, ударение приходится на последний слог: например, пятьдесят, семьдесят.

2. В числительных, оканчивающихся на-адцать, отмечен предпоследний слог: например, двенадцать, восемнадцать.

III. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа с текстом

Прочитать текст. Дать текст заголовок. Определить его тему и основную мысль. Актуальны ли проблемы, затронутые автором? Какова ваша позиция?

(1) Если ты друг поверил что бессилен тебе уже нечего делать на этом свете. (2) Итак верь в себя. (3) Не поддавайся собственному унынию ты без сомнения сильнее ее. (4) Все на свете преходящее непреходящий только могучий дух человека. (5) Если ты брат силен духом победишь себя. (6) И люди не забудут твоего мужества. (7) Они будут помнить и твою силу молодой человек и твои прекрасные усилия в борьбе с самим собой (А. Долгое).

Задания

· Записать текст, расставив знаки препинания. Объяснить выбор пунктограмм. Поставить знак ударения над каждым словом в тексте.

· Обозначить предложения, осложненные обращениями.

* Обозначить предложения, усложненные вставными словами.

· Обозначить сложноподчиненные предложения, определить вид придаточных.

· Обозначить бессоюзные сложные предложения, объяснить знаки препинания в них:

· Указать побудительные предложения.

· Образовать все формы повелительного наклонения глаголов: верь, не поддавайся.

* Поставить глаголы: поверить, делать, победить, не забыть, помнить-в форме 1-го и 2-го лица множества действительного способа, обоснуйте написание личных окончаний.

Минутка-изюминка

Записать поданные слова с двойным ударением. Добавить к ним свои примеры, поработав с орфоэпическим словарем.

весенний — весенний, всегда — всегда, договора — договора, жалобный — жалобный, перестарок — перестарок, ошибка — ошибка, простой — простой, также — также.

Творческая лаборатория

Записать слова в три колонки, образовав: а) форму родительного падежа единственного числа; б) форму именительного падежа множественного числа; в) сочетание с числительными два, три, четыре. Поставить ударения.

Редактор, перо, стихотворение, разбор, километр, шарф, клен, рабочий, учитель, год, сын, хлеб, подруга, цена, декан, ряд, раз, звезда, сад, весна, сектор, рожь, сокол, задачи, нога, секретарь, товарищ, река, путь, брат, ошибка, путешественник, улыбка.

Минутка эрудита

Прочитать поэтические строки, придерживаясь правильного акцентирования слов. Как вы относитесь к такому приему запоминания ударения слов? Какие можете предложить сами?

V. ИТОГ УРОКА

Сегодня на уроке я.

· узнал (узнала) …

· понял (поняла) …

· научился(научилась).

· самый большой мой успех — это …

* наибольшие трудности я испытал (почувствовала) …

· я не умел (умела), а теперь умею …

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.