Русский язык. 10 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Эта книга представляет собой практикум по орфографии, подготовленный для глубокого повторения, закрепления и систематизации знаний учеников по программе русского языка за курс 10 класса, улучшения их орфографической грамотности, а также для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В пособии дан структурированный опорный теоретический материал, нужный для овладения навыками практической грамотности, широко представлен орфографический тренинг, приведены подробные пошаговые рекомендации для написания сочинения 2-ой части ЕГЭ по русскому языку (задание № 27) и рассмотрены тексты, сделанные учениками.

Русский язык. 10 класс. Практикум. Формат: pdf

Русский язык. 10 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

МОРФЕМНАЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА. МОТИВИРОВАННОЕ И МОТИВИРУЮЩЕЕ СЛОВО, СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ

Цель: расширить знания десятиклассников о морфеміку и словообразование как разделы языкознания, представить сведения о мотивированное и мотивирующее слово, а также о связи между ними, научить различать формы слова и однокоренные слова; развивать коммуникативные умения правильно употреблять их в речи; воспитывать внимательность, внимание к слову, наблюдательность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: копии текстов, схема.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Прочтите тексты и определите общие и отличительные признаки между понятиями морфемика и словообразование.

Текст No 1

Морфемика-учение о значимых частях слова (морфемах). Этот раздел связывает две смежные дисциплины: словообразование и морфологию. Это объясняется тем, что морфемы выполняют как словообразовательные, так и грамматические функции, а словообразования тесно связано с морфологией.

Словообразование — это раздел языкознания, который изучает структуру слова по способу созидания его. Новое слово возникает на базе уже имеющегося в языке и воспринимается как производное, вторичное относительно того, от которого образовано. Например, слова ветряк, дневной воспринимаются как вторичные относительно слов ветер, день.

При словообразовании основной единицей выступает не корень, а часть слова (или целое словосочетание), что мотивирует значение производного слова, является его словообразовательной базой (Из учебника).

Текст No 2

Словообразование как раздел науки о языке изучает средства создания слов, а потому имеет межуровневый характер. Его единицы являются одновременно и единицами других языковых уровней — это морфемы, слова, словосочетания. Все процессы в словообразовании направлены на создание новых слов от уже существующих, то есть на обогащение словарного состава языка.

Морфемика-это совокупность и система морфем в языке, а также наука о морфемах. Со словообразованием морфемика связана тем, что содержит в себе основные словообразовательные средства. Если морфемика-это совокупность средств словообразования, то словообразование-это функционирование « «работа» этих средств.

Морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) — это наименьшая значимая часть слова. Например, в слове переделали выделяется морфема -роб — со значением определенного действия, как в словах делать, заработать (корень), пере — в значении «вновь», «по-другому», как в словах переписать, перенести, -и — словообразовательный суффикс, как в белить, курить, суффикс -л — со значением прошедшего времени и окончание-ы со значением множества (Из учебника).

Вспомните, из каких морфем состоит слово, какое значение имеет каждая из них. Охарактеризуйте каждую из них. Воспользуйтесь таблицей.

2. Напишите распределительный словарный диктант: в первую колонку запишите слова, соответствующие структуре ПРЕФИКС + КОРЕНЬ + ОКОНЧАНИЕ; во вторую — ПРЕФИКС + КОРЕНЬ + СУФФИКС + ОКОНЧАНИЕ; в третью — КОРЕНЬ + СУФФИКС + ОКОНЧАНИЕ.

Свободный, белье, ежегодный, мягонький, праздничный, подъязычный, дочь, обитый, прибрежный, прибежал, горный, развеселиться, бездумный, родителей, городской, сносить.

3. Графически определите строение слова. Дайте определение каждой части слова.

Приземления, беззаботно, прекрасный, музыкант, красный, незавершенный, минута.

4. Прочитайте высказывания. Выясните, есть ли повторяющиеся слова однокоренными или формами одного слова.

1. Веками народ вытворял этот язык, сотворил его, один из самых богатых языков славянства; триста тысяч песен составила на этом языке, в том числе явив песенные шедевры несравненной красоты, дала миру Украина гениальных поэтов, зажило украинское слово почета и признание среди народов близких и далеких (о. Гончар). 2. На лошади едет и лошадь ищет. 3. Сорока — сороке, ворона — вороне, да и пойдет молва (Народное творчество). 4. Восковый шарик опускаю в норку, чтобы выудить оттуда паучка. И он вцепился, тот глупый паук, тот крестовик, устрашающий. И я боюсь брать его в руки. Ты вон какой! — только разгляжу вблизи.

Чем отличаются между собой однокоренные слова и формы одного и того же слова?

5. Выборочный диктант. Запишите однокоренные слова в один столбик, а формы одного и того же слова — во вторую.

1. Чудо, странный, чудом, чудеса, удивительный, чудак. 2. Лазурь, голубоглазый, голубой, голубые, голубого, голубее, голубизне. 3. Колокол, перезвон, звонкий, колокола, звонки, звонко, колокольня, звенеть.

6. В приведенных предложениях найдите однокоренные слова, разберите их по строению. Объясните их лексическое значение и укажите, какими частями речи они являются.

1. Нахмурилось облако облачно, облачко хмурит безоблачно (в. Тихая). 2. Хлеб. Буханка. Хлеб-соль. Хлебороб. Святые слова. Храню их в сердце, но и помню: тот же корень и в слове «нахлебник».

Составьте собственный каламбур с однокоренными словами.

7. Образуйте однокоренные слова от поданных так, чтобы они составляли разные части речи.

Свежий, мечта, чайка, два.

8. Прочтите текст. Дайте определение понятиям мотивированное слово и мотивирующее слово. Чем мотивированное слово отличается от мотивирующего? Как эти понятия связаны между собой?

К основным теоретическим понятиям словообразования относится мотивация, словообразовательная производность, словообразовательное значение и др.

Словотвірна мотивация — семантическая и формальная обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; семантические и формальные отношения между производным и образующим словом.

Мотивация устанавливается между двумя однокоренными словами, одно из которых с формального и семантического взгляда является первичным, а другое-вторичным, мотивированным. Мотивированное сложнее по структуре (имеет больше морфем), чем мотивирующее. Оно является двухчленным: состоит из мотивирующей основы и форманта (чит-ач, со-ЕЦ, учитель-ство, не-антагонистический, не — осознанный, солонковатость). Слова, мотивированные двумя и более мотивирующими словами, имеют более сложную мотивирующую основу (сонц-е-любил/ый/, авт-о-соот-ач, природ-о-знал-ств/о/). В приведенных примерах мотивирующими являются соответственно слова солнце и любить авто и отвечать, природа и знать, а формантами інтерфікси -е-, -о — и суффиксы -ив-, -ач-, -ств-. Итак, мотивированное слово формально и семантически сложнее. Правда, бывают случаи, когда осложнения в семантическом плане сопровождается упрощением формального плана (интимный — интим, бегать — бег) (М. Кочерган).

Комментарий учителя. В современной лингвистической литературе для обозначения словообразовательной пары слов используются различные термины: твірне и производное слово, мотивирующее и мотивированное, базовое и выводное (3. Сикорская).

9. Установите мотивированные и мотивирующие слова.

Правдивый, хлеб, мороз, читать, учить, ночь, неосознанный, танцор, правда, мороженое, осознанный, читатель, ночной, хлебный, танцевать, учитель.

10. К поданным словам подберите мотивированные слова.

День, земля, солнце, труд, ветер, компьютер.

11. Прочитайте. Выпишите выделенные мотивирующие слова и образуйте от них все возможные мотивированные.

Корни можно характеризовать так, как и учеников в классе. Одни из них труженики. Другие живут себе тихо, не вмешиваются во все сферы жизни. Среди 12 тысяч корней выделяется активное ядро из трех сотен, вокруг которого группируется 20 тысяч слов. Созидательными в таких гнездах есть слова, выражающие жизненно важные для человека понятия: быть, иметь, нести, ходить, делать, земля, хлеб, соль, белый.

Жить словам в гнездах хорошо. И значение, и внешний вид у них подобные слова. Когда корень гнезда прочный, то и семья производных слов велика и способна к выполнению множества функций в языке, в первую очередь к называнию многих категорий людей, предметов, свойств, явлений (Н. Клименко).

IV. ИТОГИ УРОКА

· Что изучает словообразование?

· Что является предметом морфеміки?

* Как морфемика и словообразование связаны между собой?

· Что такое значимые части слова (морфемы)?

· Какая морфема называется корнем? Какие бывают корни? Приведите примеры.

· Что такое мотивирующее и мотивированное слово?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Графически определите строение слова в поданных словах. Укажите вид корня (связанный или несвязанный). Подберите мотивированное или мотивирующее слово.

Прочитали, защиту, достоинство, писец, соль, комар, написанный, волчок, веселенько.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов