Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

Учебник предназначен для проверки и оценки подготовки учеников 10 класса по русскому языку. В нём представлены 4 контрольно-тренировочные работы (по одной на каждую четверть) и 1 итоговая — для конца года. В совокупности они охватывают весь основной материал программы. В сборнике применяются и тестовые задания, формат которых приближен к измерительным материалам ГИА и ЕГЭ. Поэтому 2 задачей этого пособия можно считать попутную отсроченную подготовку к государственному экзамену.

Русский язык. 10 класс. Контрольные работы. Формат: pdf

Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате. Капинос В.И., Пучкова Л.И.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ, СИНОНИМИЯ, АНТОНИМИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Цель: углубить знания учащихся о многозначность, развивать умение подбирать фразеологические синонимы, антонимы, отличать фразеологические омонимы; воспитывать интерес к лингвистических явлений.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Оборудование: фразеологический словарь.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ И ЦЕЛЬЮ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

· Вспомните, что такое многозначность.

· Чем многозначные слова отличаются от омонимичных?

· Что такое синонимы, антонимы?

IV. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Установите семантику многозначных фразеологизмов. Составьте с ними предложения.

Как муха в кипятке; сводить концы с концами; ни жив, ни мертв; крутить голову; всыпать березовой каши; на каждом шагу.

2. Прочитайте. Найдите предложения, в которых есть фразеологизмы со значением «много».

1. Таких «землячков» по всему миру видимо-невидимо, хоть пруд ими пруди. 2. У меня работы не по шею, а просто с головой! 3. А Кирилл знал свое: до седьмого пота железо ковал и так растил детей. 4. А работы по самые уши: надо обед готовить и выдавать, посуды мыть… .

Подумайте, можно ли употребить эти фразеологизмы один вместо другого в приведенных предложениях.

3. Подберите до поданных фразеологизмов слова-синонимы, объясните различие в их содержании. При необходимости воспользуйтесь словарем.

От сердца отлягло; не из пугливого десятка; пока рак свистнет; водить за нос; как рыба в воде; взять в шоры; вывести на чистую воду; сбить с толку; сорвать маску; ни в тын, ни в ворота; глазом не моргнуть; чертики пускать.

4. До приведенных фразеологизмов подберите фразеологизмы-синонимы и свободные синонимичные сочетания слов.

Образец. Толочь воду в ступе — переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом — что-то бесполезно делать.

Лясы точить; игле упасть нигде; ни рыба, ни мясо; о человеческом глазе; подливать масла в огонь; давать перца; носа повесить; и ухом не вести.

5. Прочитайте предложение. К каждому фразеологизму подберите соответствующее ему синонимично слово.

6. Прочитайте. Установите значение фразеологизмов. Подберите к ним фразеологизмы-антонимы. С двумя-тремя антонимическими парами составьте предложение.

Драть носа; светить ребрами; входить в колею; покраснеть как рак; водить за нос; как кошка с собакой; свалиться на плечи; кот наплакал.

7. Какие из поданных выражений вы подобрали бы к теме «антонимы»?

Голодный сытого, а сытый голодного не понимает; играть первую скрипку; путаться в хвосте; от «а» до «я»; идти с миром; идти с войной; выбросить из головы; зарубить на носу; отплыл от одного берега, и к другому не пристал; земли под ногами не чует; от рассвета до заката; гора свалилась с плеч; камень скатился с души; носит камень за пазухой.

8. При изучении какой темы — «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы» — вы могли бы воспользоваться приведенными предложениями?

1. Лебедям подрезали крылья — мускулистые руки-паруса,— в небеса дорогу закрыли, по каналу плавать пустили. 2. Он [Митя] давно погубил своего картузика, несколько раз падал на скользкой дороге. 3. На песок полетел здоровый осетр и начал гнуть спину подковой. 4. 5. Ему хочется прижаться к матушке. поцеловать ту руку, что не раз ласково гладила его по головке.

9. Запишите представленные фразеологизмы, разграничив их на фразеологические единицы и омонимические свободные словосочетания. Какие из приведенных примеров могут в разных контекстах выступать то как фразеологические, то как свободные?

Дуба дать; печь раков; намылить шею; белая ворона; большая шишка; собака на сене; намылить руки; белый попугай; варить раков; взять за руку; взять за горло; куры не несутся; хлеба дать; собака в будке; большое поле; куры не клюют.

10. Пользуясь словарями, найдите пять примеров фразеологизмов-омонимов.

V. ИТОГИ УРОКА

Ответьте на вопросы.

· Какие синонимы называются фразеологическими?

· Какие особенности фразеологических синонимов по сравнению с синонимами-словами вы можете назвать?

* В чем заключается отличие слов-омонимов от омонимов-фразеологизмов?

· Приведите примеры многозначных фразеологизмов.

· Как вы думаете, для чего в языке употребляют фразеологические единицы?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выпишите из фразеологических словарей 5 многозначных фразеологизмов. Подумайте, какое из выражений является первичным, а какой вторичным. Свое мнение обоснуйте.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов