Русский язык. Риторика. 10-11 классы. Михальская А.К.

Создатель учебника знакомит учеников с законами риторики, с основами мастерства публичного выступления, с искусством ведения беседы, спора, рассказывает о своеобразии русской риторики. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что дает возможность прочнее и глубже закрепить полученные знания, овладеть искусством красноречия.

Риторика. 10-11 классы. Формат: pdf

Русский язык. Риторика. 10-11 классы. Михальская А.К.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕЩАНИЯ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ. РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ

• деятельностная составляющая: составляет план выступления, подбирает убедительные доказательства для аргументации собственной позиции, сопоставляет различные тактики речевого поведения;

• ценностная составляющая: осознание потребности расширять свой словарный запас, подбирать разные стратегии и тактики воздействия на адресата в ситуации общения.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Лексическая разминка

Объяснить лексическое значение слов. В случае необходимости обратиться к толковому словарю.

Лейтмотив, анахронизм, аномалия, аннотация, аншлаг, апофеоз, ассимиляция, девальвация, дифирамб, пацифизм, протекция, раритет, фолиант, рецидив, полиглот, дискриминация, боа, эфемерный, импозантный.

Справка. Лейтмотив — основной мотив, основная тема; анахронизм — пережиток старины; аномалия — отклонение от нормы, неправильность; аннотация — краткое изложение содержания книги, статьи; аншлаг — объявление о том, что все билеты (на спектакль, концерт и т. д) проданы; апофеоз — прославление кого-то или чего-то; ассимиляция — уподобление; девальвация — обесценивание; дифирамб — преувеличенная похвала; пацифизм — движение, мировоззрение, основанное на осуждении любых войн; протекция — покровительство кому-нибудь в чем-нибудь; раритет — редкая вещь; фолиант — книга большого формата; рецидив — повторное проявление чего-либо, в частности болезни; полиглот — человек, знающий много языков; дискриминация — ограничение в правах, лишение равноправия; боа — женский шарф из меха или перьев; эфемерный — мимолетный, призрачный, нереальный; импозантный — способный импонировать, производить положительное впечатление, вызвать уважение.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Студия красноречия

Составить план выступления на одну из тем: а) «Портрет настоящего мужчины»; б) «Портрет настоящей женщины»; в) «Пример интеллигентности»; г) «Человек — профессионал». Пункты плана сформулировать в форме тезисов. Подумать над примерами: кого из известных личностей, литературных героев; киногероев вы вспомните в своем выступлении.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лаборатория юного исследователя

Проработать теоретический материал, размещенный на информационных карточках. При чтении сделать такие метки и объяснить их:

V-информация известна;

+ — новая информация;

! — наиболее важные мысли;

? — информация, которая оказалась неожиданной.

Информационная карточка No 1

Коммуникативная стратегия — это правила и последовательности коммуникативных действий, которых придерживается адресант для достижения коммуникативной цели. Речевая стратегия — это общий план достижения цели речевой деятельности в определенной коммуникативной ситуации.

Речевая тактика представляет совокупность последовательных конкретных действий говорящего, направленных на достижение цели речевой деятельности в определенной ситуации. Например, говорящий советуется, позволяет слушателю выявить свою самостоятельность, решения принимаются совместно. Основу этой тактики составляют соответствующие приемы: припоминание определенных принципов поведения («Как мы уже договорились…»); акцент на общности взглядов; совет по решению; предсказание результата сотрудничества; обращение за советом.

Информационная карточка No 2

Принцип «речевого поступка». Речь человека является точным показателем его человеческих качеств и культуры. В процессе риторического образования приобретается опыт успешного речевого поведения, которое состоит из речевых поступков. Речевой поступок-это намеренно созданное высказывание, которое отражает моральную позицию говорящего, цель которого-влиять на адресата в ситуации общения.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с текстом с элементами анализа

Прочитать речь студента «Похвальное слово кофе». Какая тактика эффективного вещания была использована? Какие ошибки в речи вы заметили? Написать «Похвальное слово» (можно юмористического характера) любому другому продукту или блюду: воде, молоке, соли, хлебу, салу, борщу и тому подобное.

О, кофе! Именно сейчас, как никогда, я чувствую необходимость поблагодарить тебя за те минуты вдохновения, когда вспыхивают, как молнии, новые идеи, за поддержку в бессонные ночи, проведенные за изнурительной работой, за энергию, которую дарила ты мне, давая возможность преодолевать жизненные препятствия. Ты бываешь горькая и сладкая, горячая и теплая, крепкая и ароматная, натуральная и растворимая, и даже без кофеина-но всегда ты неповторима и непредсказуема. Сколькими изобретениями, оригинальными идеями и необычными решениями я обязан тебе. Бывают моменты в жизни, когда мы не чувствуем себя достаточно свободно и комфортно, когда приходится делать то, чего не желаешь, когда мозг бунтует против однообразия и отказывается работать, когда руки опускаются под давлением жизненных невзгод, когда просто не знаешь, что делать. В такие минуты лучшим для меня всегда был разговор с товарищем по 38 чашечкой твоего божественного напитка. И выход из сложившейся ситуации пришел сам собой, словно вечерняя прохлада после утомительного жаркого дня. Что лучше кофе в дождливую непогоду, когда настроение испорчено, летят наполеоновские планы на выходные, и не остается ничего другого, как задуматься над собственной жизнью, собственными поступками, углубиться в чтение книг? Я пью и славлю тебя, кофе! Потому что разливаешься ты по телу энергетической лавой. И сердце начинает радостно стучать, мозг напряженно работать, ощущения обостряются, мир становится лучше и интереснее. Жизнь продолжается!

Сравнение-характеристика

Сравнить два рекламных тексты из рассказа р. Хайнлайна «а еще мы выгуливаем собак». Какая реклама, на ваш взгляд, более удачная? Определить преимущества выбранного варианта.

Минутка эрудита

Добрать примеры-иллюстрации из жизненного опыта к таким поговоркам:

1. В решете воды не удержишь.

2. Часом с квасом, а порой с водой.

3. Из малого облака большой дождь бывает.

5. Счастье не конь — хомута на него не накинешь.

6. Не все, что серое, то волк.

7. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

8. Не святые горшки лепят.

Отредактировать предложение.

1. Подсобное хозяйство университета организовало работу по систематическому обеспечению студенческой столовой продуктами питания. 2. Перед руководством завода стоит задача организации дела подготовки квалифицированных рабочих. 3. В плане подготовки к зимнему периоду сделано немного. 4. Большие изменения намечено сделать в области улучшения подготовки будущих инженеров. 5. В студенческой среде широко распространены некоторые негативные тенденции. 6. Конструкторы решают большую программу повышения производительности труда на заводе. 7. Этот инженер — врожденный руководитель. 8. У руководителя нет к вам негативных претензий. 9. Студенты могут реализовать свой отдых во время каникул в лагере отдыха. 10. Коллеги по работе помогли в решении этой проблемы.

Справка. 1. Подсобное хозяйство университета обеспечивает студенческую столовую продуктами питания. 2. Руководство завода должно организовать подготовку квалифицированных рабочих. 3. Подготовка к зимнему периоду не завершена. 4. Будет улучшена система подготовки инженеров. (Позитивные изменения произойдут в системе подготовки инженеров.) 5. В студенческой среде заметны (появились) некоторые негативные тенденции. 6. Конструкторы разрабатывают (или внедряют) программу повышения производительности труда на заводе. 7. Этот инженер — прирожденный руководитель. 8. У руководителя нет к вам претензий. 9. Студенты имеют возможность провести каникулы в лагере отдыха. 10. Коллеги помогли мне решить эту проблему.

VІІ. ИТОГ УРОКА

На уроке я узнал (узнала) …

Нас уроке я испытал (испытала) трудности …

На уроке меня больше всего поразило …

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов