Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Грибанская Е.Э.

Предлагаемый учебник содержит контрольные и проверочные работы по синтаксису и пунктуации на основные теоретические темы. Учебник нужен для закрепления навыков правописания, контроля за степенью сформированности и усвоенности.
Учебник рассчитан на преподавателей, работающих по учебному пособию Д.Э. Розенталя «Русский язык. 10-11 кл.», но может быть применен и при работе по другим действующим учебникам.

Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Формат: pdf

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Грибанская Е.Э.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

• ценностная составляющая: осознает необходимость критически оценивать уровень своей речевой культуры и заботиться о ее усовершенствовании.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Фонетический марафон

Определить, какие утверждения неверны. Объяснить свой выбор.

· [М], [в], [н], [л], [р], [й] — сонорные согласные.

· [Г], [х], [д], [т] — глухие согласные.

· В безударной позиции [а] приближается к [о]: [ка лач]

· В образовании звонких согласных участвует только шум.

* Сонорные согласные не образуют пар с глухими согласными.

Ответ: 2,3,4,6.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Привет, проблемы!

Обработать опорную таблицу о правилах произношения гласных звуков. Подготовить устное сообщение на лингвистическую тему, добирая до правил свои примеры.

Лаборатория юного исследователя

Проработать основные правила произношения согласных. Прочитать текст, соблюдая требования украинской орфоэпии. Выписать слова, у которых происходят ассимиляционные изменения при произношении.

Говорят, что красота спасет мир… А кто спасет мир от нашей жестокости и бесчувственности?

Недавно я прочитал о том, как пять браконьеров расстреляли лебедей, которые, устав в дальней дороге, сели отдохнуть в ставку. Да, это было, по моему мнению, не охота, а именно расстрел. Лебеди привыкли к хорошему отношению к ним людей. Поэтому не испугались автобуса, подъехавшего к ним на пруд.

Не испугались даже тогда, когда началась стрельба. Да и охота на них запрещена. Беспокоиться им не было причины. И только, когда двое птиц были мертвыми, третий поднялся в небо, но, сделав большой круг, следуя лебедином верности, вернулся обратно, где его и настиг выстрел.

Лебеди всегда были символом верности и любви, семейного счастья и материнства. Поэтому очень больно читать, как для кого-то красота может превратиться в кусок мяса. Обидно, что такие «охотники» пренебрегают не только неоценимым даром природы, а высоким званием человека.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-восстановление

Повторить основные правила фонетической транскрипции.

Запомни!

1. Все слова транскрибируются, то есть берутся в квадратные скобки [ ].

2. Все слова пишутся отдельно и обязательно с ударением, кроме односоставных слов.

3. В транскрипции отсутствуют прописные буквы.

4. В транскрипции отсутствуют буквы Я, Ю, есть, Йи, которые обозначаются [йа], [йу], [йе], [Йи], или как гласные, передающие смягчение предыдущего согласного: [‘а], [‘у], [‘е].

Й-передает всегда два звука.

5. В транскрипции отсутствует апостроф и мягкий знак.

6. [еи], [ие], [оу], [уо] — для обозначения безударного гласного звука.

7. В транскрипции буква Щ всегда дает два звука [шч].

8. В транскрипции удвоение согласных всегда дает один звук: нн = [н:] дд = [д:], сс = [с:], лл = [л:].

Записать поданные слова фонетической транскрипцией. Определить, какой звук является общим для всех четырех слов в строке.

1. Раздел, соль, семь, за = пишите.

2. вокзал, крыжовник, гуля.

3. Имеют, мята, матерью, кофе.

4. Пуля, лютня, зеркальце, люлька.

5. Серьезный, съемка, вьюн, Нью-Йорк.

Синтаксический Олимп

К предложенному случае произношения гласных и согласных подобрать собственный пример.

* осень (глаз, мыло, нос) — четкое, выразительное произношение;

* зима (минет, живое, чудеса) — [ие];

· весна (деревня, земля, перо) — [еи];

* сказка (тропа, кладка, голубь — — звонкие не оглушаются;

* расцвет (роспись, расшатать, растревожить) — оглушение в раз -, без-;

· косьба (борьба, молотьба, рюкзак) — ассимиляция по звонкостью;

· легко (ногти, дегтя, сыро, когти) — оглушение;

· умник (кожух, кукушка, голубка, почему, хожу, лопух) — [оу];

· песня (смех, мир, праздник, гвоздь) — ассимиляция по мягкости;

· купаются (смеешься, играется) — глаголы на -ться, -шся;

· часто (цыпленок, что, счастье, девушки, чашка) — [ч];

* кукуруза (волчок, Шмель, хожу) — африкаты.

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Самостоятельная работа (по вариантам)

Прочитать поэзию. Определить тему и основную мысль, указать тип и стиль речи. Выполнить задание после текста по вариантам.

* * *

На ресницах тишины мерцают снежинки.

Зима сквозь ресницы смотрит на мир.

Пути и дети их — тропинки —

ищут утром память к воротам.

Деревня в снегах, как чаша хрустальная,

в серебряных жилках скованных источников.

Идут в белых капюшонах дерева,

намерзли брови у деревьев.

Им белый ветер развевает полы,

они бредут, покосятся, на путь,

где воронье, черное как никогда,

кусочек солнца делит в полях.

1-й вариант: выписать из текста пять слов, в которых букв больше, чем звуков и в которых звуков больше, чем букв. Записать фонетической транскрипцией первое предложение.

2-й вариант: выписать из текста пять слов, в которых количество букв и звуков одинаковое и в которых звуков меньше, чем букв. Записать фонетической транскрипцией предложение: «Я вас люблю за то, что вы деревья».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов