Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Малюшкин А.Б.

Методическое пособие включает разные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана). Тесты пособия — готовый дидактический материал для проведения самостоятельной, коллективной классной и домашней работы. Задания к текстам составлены с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку. Проверены в практике обучения. Для школьников, преподавателей и родителей.

Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Формат: pdf

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Малюшкин А.Б.

БЕЗУДАРНЫЕ Е, И В КОРНЕ СЛОВА

Цель: формирование компетентного говорящего, который осознанно стремится быть грамотным.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• деятельностная составляющая: организовывает свою деятельность (мотивирует, ставит цели, планирует, прогнозирует, контролирует, осуществляет рефлексию, корректирует); выявляет и объясняет нарушение орфографической нормы; работает с орфографическим словарем; применяет знания на практике; анализирует факты нарушения орфографических норм; высказывает предположения о написании того или иного слова; выявляет аналогии в написании слов; находит и анализирует дополнительную информацию по теме;

• ценностная составляющая: воспринимает орфографическую грамотность как статусную вещь; демонстрирует намерения по совершенствованию собственной орфографической грамотности.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

II. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ

Упражнение » Пожелание»

Пожелайте друг другу удачного дня, плодотворной работы на уроке. Если в классе есть именинник, все дарят ему комплимент.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА

Работа с текстом

Прочитайте текст вслух.

КРОТ

Представьте себе, что кроту надо было бы всю землю из своих ходов выбрасывать наверх. Тогда бы он сворачивал ее целые вагоны. Как известно, крот роет под землей очень длинные проходы, некие подземные дороги. Прокладывает метро без рельсов, а землю не вывозит наверх. Под землей он постоянно живет, плодится, даже бои проводит со своими соседями-кротами. Так куда же он девает землю? Это очень интересно…

Вот когда инженеры начали думать над проектом подземной лодки, у них возник сложный вопрос — куда же девать землю, которую ритиме эта машина на большой глубине. Разве же можно такое страшное количество почвы выгореть на поверхность? Тогда они и заинтересовались кротом. Стоило пристально исследовать, как путешествует этот вечный подземный житель. Сделали так: поймали крота и пустили его в длинный деревянный ящик, полный крепко утрамбованной земли. Конечно, он мигом нырнул под землю. А в это время ящик просветили насквозь рентгеновским лучом. И на специальном экране перед глазами исследователей раскрылась вся картина подземной работы этого труженика. Оказалось, что крот сначала дробит землю зубами, будто сверлит ее, и гребет сильными передними лапами. Далее, с помощью шеи, плеч и тех же передних лап, впрессовывает, утрамбовывает землю в стены прогрызенного, прорытого хода. Таким образом, крот довольно быстро продвигается под землей, одновременно лакомясь червями, личинками, жуками, живущими в земле. Теперь понятно, почему у зверушки такие сильные, крепкие мышцы на шее.

Итак, увидев, как работает крот, поучившись у него, инженеры так и машину свою сделали, что она землю будет впрессовывать в бока тех ходов, которые прогрызать специальный прибор.

· Были сведения об этом животном для вас новыми?

· Найдите в тексте синонимы к слову крот. Обоснуйте свой выбор.

· Какова роль вопросительных предложений в этом тексте? Исследуйте и дайте ответ.

· У каких животных человек также позаимствовала их умения для своих изобретений? Найдите такую информацию в сети Интернет и ознакомьте с ней всех на следующем уроке.

* Выберите из текста слова из е и И.

· Поставьте ударение. Выясните, в каких словах эти звуки безударные. Запишите их транскрипцией.

IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Работа с параграфом учебника

Ознакомьтесь с материалом, который предлагает нам учебник. Выполните задание на выбор.

Задача 1. Составьте ментальную карту «Написание безударных е, и в корнях слов».

Задание 2. Систематизируйте материал с помощью таблицы или схемы.

Составление словарного диктанта для редактирования

Заключите словарный диктант из двадцати слов с орфограммой «безударные Е, ы». В пяти словах умышленно сделайте ошибки.

Обменяйтесь тетрадями для проверки. Нужно найти все 5 слов с ошибкой.

Какие слова остались незамеченными? Какими критериями отбора слов для ошибочного написания вы руководствовались?

Интересная фразеология

Прочитайте фразеологизм «Искривиться как среда на пятницу». Что, по вашему мнению, он означает? Составьте короткий текст, объяснив значение.

Информация для учителя. Странный фразеологизм возник на почве православной традиции поститься в среду и пятницу. В эти дни не ели скоромного, то есть молочного и мясного. В пятницу поста соблюдались строже, чем в среду. Поэтому и кривится среда на пятницу, потому что ей завидно!

В переносном смысле выражение «искривиться как среда на пятницу» значит перекосить лицо от боли, от обиды, неприятных новостей (В. Забияка, И. Забияка).

Составьте с этим фразеологизмом сложное предложение. Зачитайте.

V. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Помоги другу!

Закончите предложение так, чтобы оно содержало объяснение определенного правила или совет.

У тебя возникли проблемы с написанием е и ы? Тебе нужно запомнить, что…

Не отчаивайся! Размышляем так:…

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Поделитесь информацией о роли животных в человеческих инженерных изобретениях. Из текста выпишите слова с не ударными гласными (не менее 10-ти). Объясните их правописание.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.