Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы. Куманяева А.Е., Потапова Г.Н.

Книга состоит из 2-ух частей: «Диктанты» и «Изложения». Раздел «Диктанты» содержит орфографические, пунктуационные и комплексные диктанты, направленные как на отработку правописных умений и навыков учеников, так и на контроль знаний. В разделе «Изложения» представлены различные тексты для написания изложений с творческим заданием и подробных изложений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены отрывки произведений русской классической и зарубежной литературы, научно-популярных и публицистических статей. Учебник подготовлен преподавателям и ученикам общеобразовательных школ.

Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы. Формат: pdf

Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы. Куманяева А.Е., Потапова Г.Н.

УСТНОЕ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цель: формирование компетентного говорящего, который умеет оценить прослушанный текст, определить его стилевые особенности, выразить свое впечатление от услышанного, собственное мнение.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• составляющая знаний: ученик/ученица: знает и понимает, что такое текст, распознает стили речи;

• деятельностная составляющая: ученик/ученица: анализирует свою и чужую устную речь; подбирает дополнительную информацию по теме; пользуется лингвистическими словарями и справочниками с целью совершенствования собственной речи;

• ценностная составляющая: ученик/ученица: выражает свое отношение к чужим мнениям; чувствует ответственность за речевой поступок, соблюдение нормы в собственной речи.

Ход урока

I. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ

II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ И МОТИВАЦИИ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА О СТИЛЕ РЕЧИ

Работа в группах

Группа 1. Составьте словарик собственно украинской лексики, в словах которой наши граждане допускают ошибки. Свой выбор обоснуйте. Используйте слова с ярко выраженным стилевым окрасом.

Группа 2. Составьте и запишите текст научного стиля об особенностях употребления ударений в русском языке.

Группа 3. Составьте и запишите короткий шуточный текст художественного стиля о типичные ошибки подчеркивание слов собственно украинской лексики и заимствований. Используйте риторические вопросы.

Группа 4. Составьте и запишите короткую речь к украинцам с призывом говорить правильно, грамотно, красиво. Обоснуйте стиль текста речи.

Группа 5. Составьте и запишите текст (опишите, что делали на уроке украинского языка во время выполнения контрольной работы, ваши чувства, психологическое состояние), в котором умышленно перемешайте разные стили.

Время на выполнение заданий — 10 минут.

Обсуждение результатов работы групп.

* Тексты каких стилей были использованы? Не вспомнили? Охарактеризуйте их.

· Каким стилем пользуемся чаще всего? Есть ли требования к этому стилю?

· Для чего нужны знания о стилях речи?

· Подумайте и скажите, каким бы стилем хотели пользоваться в своей жизни в будущем. С каким стилем, по вашему мнению, будет связана ваша будущая специальность?

IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Чтение текста в классе

Не одно десятилетие нас убеждали, что в «Союзе республики свободные» достигли всех возможных вершин, среди них и вершин культуры вообще, и культуры речи в частности. Действительно, украинский язык имеет четко выработанные литературные нормы, развитые функциональные стили. Однако как же далека теория от практики! Все знают, что слово новое имеет ударение на втором слоге, а отмечают на первом. Всем известно, что по грамматическим нормам нужно благодарить кого-то, а тем временем благодарят кого-то… Ни у кого нет сомнения, что победу добывают, но почему-то ее продолжают получать, будто это деньги. Огромное количество таких ошибок объясняется тем, что долгое время среди многих украинцев украинский язык не выполняла функций родного языка, которым думают, общаются во всех сферах жизни, мечтают и снять, радуются и грустят. Она была ненужным довеском к другой, «более престижной» языка. У некоторых детей, по мнению их недальновидных родителей, от языка даже кружилось в голове, и тех детей освобождали от изучения родного языка. .А еще вспомним репрессии в отношении величайших носителей украинского языка в эпоху большевизма, которые начались после непродолжительного периода украинизации, политику сближения наций и слияния языков, достигшая апогея во время застоя 70-80-х годов прошлого века. При той политике слова, подобные русским, изымали из нашего языка или объявляли диалектными, устаревшими, искусственными, непонятными народу и тому подобное. Из академического Института языкознания до издательств и редакций поступали списки запрещенных слов и выражений вроде авось, мастерская, художественная литература и проч., которые во время редактирования предписывалось изымать из оригинальных и переводных произведений.

· Какое впечатление произвела статья?

* О каких словах и выражениях говорит автор, описывая безграмотность наших говорящих?

· Как вы относитесь к такому явлению, как запрет определенных слов?

· Какие еще причины, по вашему мнению, лишали наш народ права знать родной язык?

Повторное чтение текста

 Переведите текст статьи.

 Составьте и запишите творческое задание к тексту: продолжите последнее предложение, придерживаясь темы, стилевого единства, выразив оптимистический взгляд на современное состояние и условия развития украинского языка как государственного. Проиллюстрируйте свои мысли конкретными примерами.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Упражнение «Мои инвестиции»

 На столе ящик с надписью «Мои инвестиции». Ученики подходят и бросают в ящик бумажку с «инвестицией».

Говорят, что лучшие инвестиции — это инвестиции в образование.

· Скажите, по вашему мнению, вы «инвестировали» в свое образование?

· Чем обогатились?

* Как используете в будущем знания о стиле речи?

· Чего бы не положили в ящик?

· Над чем еще нужно поработать?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите свое рассуждение об использовании в русском языке названий людей, к которым обращаемся. Выберите стиль по своему усмотрению.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.