Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Учебник переработан в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, по-новому внешне и внутренне оформлен: разработаны новые обложки, оригинал-макет, введены новые рубрики, одна из которых — «Тропинка к литературе», непосредственно связанная с изучаемыми в курсе литературы 10 и 11 классов художественными произведениями и их комплексным анализом. Центральной темой интегрированного курса «Русский язык и литература» является культура речи, освоение которой позволит ученикам овладеть основными приёмами использования языковых средств в различных ситуациях речевого общения.

Русский язык. 10-11 классы. Формат: pdf

Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ. СИНОНИМИЧНОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА

Цель: воспитание устойчивой мотивации и сознательного стремления к изучению украинского языка; формирование компетентного говорящего, национально сознательной, духовно богатой языковой личности.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• деятельностная составляющая: организовывает свою деятельность (мотивирует, ставит цели, планирует, прогнозирует, контролирует, осуществляет рефлексию, корректирует); организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; соблюдает лексической нормы в устных и письменных высказываниях; употребляет слова в соответствии с их лексических значений;

• ценностная составляющая: выявляет в текстах и обосновывает личностные и общечеловеческие ценности; выражает собственное понимание ценностей.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Привет, проблемы!

Объясните лексическое значение поданных слов. Сложите с ними словосочетание.

Отношения, взаимоотношения, отношения, отношения.

III. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

IV. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником

Прочитайте в учебнике лингвистическую справку. Расскажите о лексические и фразеологические синонимы, антонимы, синонимично богатство украинского языка.

Минутка эрудита

Подберите до каждого слова синоним и, где возможно, антоним.

торопимся, цветем, шумишь, рыскаем, заботишься, уважаете, находиться.

Помните!

В значении «быть, находиться, содержаться» слово «находиться» не употребляется». Например, нашелся (был утерян) тетрадь, нашелся маленький беглец.

Работа в парах

Создайте синонимичные ряды к поданным словам

Искренний, умный, прозрачный, просить, дорога.

Лингвистическая мастерская

Запишите предложения, подбирая из поданных в скобках синонимов самый целесообразный.

(Нелегко, трудно, тяжело) (найти, отыскать, подыскать) двух людей, (б, б) одинаково (ответили, сказали) на (вопрос, вопрос, запрос), что они понимают, осознают) под счастьем. Поэты (изображают, описывают) счастье (синим, голубым) птицей, который (убегает, кивает пятками) (уходит, исчезает) от нас (такой, тот) самый (миг, время, момент), когда мы готовы, готовы) (взять, схватить) его за крылья.

Работа в группах

Пользуясь словарем синонимов, объясните смысловые оттенки и эмоциональную окраску представленных слов. Создайте группы в зависимости от количества слов в синонимичном ряду.

1. Мастер, художник, художник, мастак.

2. Хороший, красивый, красивый, красивый, миловидный, великолепный, очаровательный, Лепский.

3. Забор, забор, плетень, частокол.

Искусство убеждать

Прочитайте текст. Подготовьтесь к выступлению во время дискуссии «Грубость — духовная слабость или демонстрации силы?». В своем выступлении используйте лексические и фразеологические синонимы, антонимы.

ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ СО СЛОВА

Трудно не согласиться с правильностью этих слов, потому что только пообщавшись с человеком, мы формируем определенное мнение о ней.

Самым распространенным негативизмом в речи есть грубость, которой кое-кто хочет подчеркнуть свою силу, превосходство над собеседником, а на самом деле— это проявление психической незащищенности человека, его слабости. Грубой шуткой, резким словцом, неуместной иронии, открытым цинизмом она стремится обуздать в себе чувства страха (иногда просто опасения) перед партнером по разговору. По-настоящему сильный, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет употреблять жаргонные слова, не опустится до ссоры, ведь она и так убеждена, что ее слово весомо. Итак из того, как говорит наш собеседник, мы можем быстро понять, с кем имеем дело, определить степень интеллигентности, уравновешенности, закомплексованности его (Из Интернета).

V. ИТОГ УРОКА

Оценить самостоятельно свою работу на уроке.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.