Русский язык. 10 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Учебник подготовлен для учеников 10-х классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Соответствует ФГОС общего образования и обеспечивает его выполнение на общеобразовательном (базовом) и профильном уровнях, является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы • Школа 2100». Направлен на развитие как предметных умений, так и универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Русский язык. 10 класс.  Формат: pdf

Русский язык. 10 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Цель: ознакомление с языковой системой и формирование на этой основе базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических умений и навыков; способности учащегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• деятельностная составляющая: придерживается лексической нормы в устных и письменных высказываниях; употребляет слова в соответствии с их лексических значений, придерживается лексической сочетаемости слов; выявляет и устраняет нарушения лексических норм, норм словоупотребления;

• ценностная составляющая: выявляет в текстах и обосновывает личностные и общечеловеческие ценности; выражает собственное понимание ценностей.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Блиц-опрос

Как правильно?

* Играть или играть роль в политике?

* Восток ближний или близкий?

• Строение или здание школы?

* Педагогика авторитарная или авторитетная?

* Счет баночный или банковский?

• День открытых или открытых дверей?

• Объединение общественное или гражданское?

• Полицейский участок или участок?

• Дипломаты договорились или договорились о совместных действиях?

• События освещают или освещают?

* Образование получают или получают?

* Поступок гуманный или гуманистический?

* Известие поразило или поразило?

• Девица кроткого нрава или удачи?

* Дерево гранатное или гранатовое?

* Опасность угрожает или угрожает?

* Телевизор выключают или выключают?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

Привет, проблемы!

Истолковывайте лексическое значение поданных пар слов, составьте с ними предложения.

Допустимый-допустимый, экономика-экономия, показатель-указатель — обыскивать-обманывать.

IV. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лаборатория юного исследователя

Объясните значение слов в каждой паре, составьте и запишите с ними предложения.

1. Течение — на протяжении.

2. Исключительный — исключительный.

3. Погубить-потерять.

4. Переводить-переводить.

Работа с учебником

Прочитайте в учебнике лингвистическую справку. Расскажите о понятии лексическая норма, лексическая ошибка, лексическое значение слова.

Работа с текстом

Прочитайте текст. Сделайте вывод о том, является жаргонизмы нарушением лексических норм?

В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» колоритная фигура Людоедки Эллочки не затерялась среди других персонажей в первую очередь из-за умения выражать все свои мысли тридцатью словами или выражениями, большинство из которых являются слэнговыми.

На сегодня еще не решена проблема четкого различения понятий «жаргон», «сленг» и «арго». В кратком толковом словаре лингвистических терминов под редакцией Светланы Ермоленко эти термины расшифровываются так:

«Жаргон — социальный диалект, которым пользуются говорящие, объединенные общими интересами, увлечениями, профессией, возрастом, ситуацией. Отличается от литературного языка специфической лексикой и произношением, существует не отдельно, а на основе определенного языка: жаргон военный, жаргон спортивный, жаргон молодежный, канцелярский жаргон.

Сленг-вариант профессионального языка, слова и выражения, используемые в общении людей разных возрастных групп, профессий, социальных слоев.

Арго — язык узкой социальной или профессиональной группы, созданная с целью языкового обособления, отличается наличием слов, непонятных для посторонних: арго воров, арго нищих, арго школьников».

Как видим, термины «жаргон», «сленг», «арго» являются словами-синонимами, но с разными оттенками в значениях.

Жаргонизмы употребляются в литературе, как художественное средство языковой характеристики героев произведения.

Итак, подводя итоги, можем сказать, что жаргон, сленг, арго стоят вне литературным языком, поэтому их употребление в повседневном общении нежелательно. Проблема изучения этой лексики остается открытой, потому что многие вопросы не решены (различение, образования жаргонов, сленга, арго; их переход к общеупотребительной грубой просторічної лексики; функционирования в студенческой и школьной среде, пути искоренения тому подобное) (Из Интернета).

Прочитайте слова и запишите те, значения которых вам непонятно. Для объяснения их лексического значения обратитесь к толковому словарю. Если у вас нет печатного издания, воспользуйтесь электронным вариантом.

Брусчатка, многолюдье, возвышаться, окружающей среды, тень, затаиться, корить, клетчатый, хохотун.

V. ИТОГ УРОКА

Открытый микрофон

· Какие были трудности в течение урока? Почему? Как их преодолеть?

· Главный результаты моей работы на уроке — это…

· Эти знания и умения я обязательно использую…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.