Русский Язык. Учебник-практикум для старших классов. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Учебник-практикум содержит не только теоретические сведения, но и систему практических заданий на основе текста, что создает условия для реализации взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Пособие подготовлено для уроков русского языка в старших классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, для факультативных занятий, а также для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к экзаменам выпускным и вступительным.

Учебник-практикум. Формат: pdf

Русский Язык. Учебник-практикум для старших классов. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ И ЗАПИСИ ТЕКСТА. ЭСТЕТИКА ТЕКСТА

Цель: формирование компетентностей пользоваться разными видами чтения и записи прочитанного или прослушанного текстов в различных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты учебно — познавательной деятельности учащихся:
• деятельностная составляющая: исследует и сравнивает виды чтения, критически прорабатывает учебный текст и анализирует средства установления контакта с аудиторией, может самостоятельно смоделировать запись поданного высказывания, придерживаясь эстетики и правил оформления текста;

• ценностная составляющая: возбуждение интереса к наукам, предметом изучения которых является общение, речь, текст.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Интеллектуальная разминка

Ответьте на вопрос одним словом. Из первых букв ответов составить ключевое слово (из второй и шестой ответы взять вторую букву).

1. Одна из Чаще всего используемых сфер применения красноречия в Древней Руси?

2. Древнейший римский оратор.

3. Какую черту характера должен иметь оратор, чтобы не обидеть слушателей?

4. Тот, кто произносит речи.

5. Вопрос, который не требует ответа?

6. Центр преподавания и развития риторики как науки в древней Украине.

7. Синоним к слову «риторика».

8. Ученик Платона, учитель Александра Македонского.

Справка. Ключевое слово: риторика.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Минутка эрудита

Потренироваться в произношении скороговорок. С какой целью используют артикуляционные упражнения в риторике.

Ворона проворонила вороненка. У нас на улице погода размокропогодилась. Шел Прокоп, кипел кипяток, пришел Прокоп-кипит кипяток, как при Прокопи, так и при Прокописи и при Прокопенятах. Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает и не знает, что он ничего не знает.

IV. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-сравнение

Проработать теоретический материал по учебнику, а затем поданную опорную схему (см. приложение). Исследовать и сравнить виды чтения.

Подготовить устный рассказ с опорой на теоретический материал о видах чтения.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Творческое наблюдение с элементами анализа

Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета является идеальной с точки зрения риторики. Прочитать текст его второй истории. Подобрать к нему заголовок. Какое предложение передает основную мысль высказывания?

Послетекстовые задания

· Известно ли вам имя Стива Джобса?

· Известно ли вам, что его считают блестящим оратором, гением публичных выступлений. Какие средства установления контакта с аудиторией использовал Стив?

· Выпишите ключевые слова речи.

Творческое моделирование

Познакомиться с правилами записи текста, конспекта. Смоделировать запись поданного высказывания, соблюдая эстетику и правила оформления текста.

Правила записи текста, конспекта

1. Запись должна быть компактной, чтобы на странице уместилось как можно больше текста — это улучшит его обзор.

2. В тексте нужно использовать выделение и разграничение:

• подчеркивание (для заголовка, подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первичной записи выделения лучше делать рабочим цветом; в процессе вторичной обработки выделения лучше делать другим цветом (при этом не превращайте текст на яркий рисунок);

• отступы (для обозначения абзацев, пунктов плана);

• пропуски (для выделения одной мысли от другой);

• нумерацию;

* выделение текста с помощью рамки (определение, правила, термины, законы).

3. Записывая текст, необходимо делать сокращения, условные обозначения.

ИГРОМАНИЯ: ОПАСНО? ИГРОМАНИЯ: ОПАСНО!

Все более опасным становится влияние современных телекоммуникационных технологий на духовное здоровье подростков.

Одновременно с достоинствами, которые предоставляют высокие технологии, зарубежные и отечественные исследователи предостерегают от бездумного и бесконтрольного использования компьютеров, Интернет-ресурсов, мобильных телефонов. Появляется новая опасность Интернет-психозы. Британские врачи утверждают, что современные гаджеты вызывают привыкание, подобно наркотикам.

Кроме того, все больше становится больных лудоманией (зависимость от игры). Психологи бьют тревогу, что страстью к игре поражено 10 процентов людей в мире, большинство из которых — молодежь. У многих из них она превращается в болезнь. В связи с этим игроманию Всемирная организация здравоохранения официально признала болезнью ХХІ века.

Чрезмерное увлечение компьютером нарушает физическое здоровье, отнимает сон, развивается избыточный вес. К признакам игромании относят сухость глаз, отсутствие аппетита, неопрятность. При этом социальная активность, домашняя и профессиональная деятельность отходят на второй план, уступая игре. Серьезное втягивание в игру происходит за несколько недель, а иногда часов.

К сожалению, сегодня специализированных центров для лечения игровой зависимости в Украине не существует. Тогда как в Корее, Китае, странах Западной Европы и Америки действуют подобные центры, этой проблемой активно занимается государство в сотрудничестве с общественностью.

Такая ситуация негативно влияет на формирование психического здоровья, здорового образа жизни, ценностных ориентаций детей и подростков. Отсутствие информации по этой проблеме, психологической помощи еще больше усложняет проблему.

Мастерская оратора

Посмотреть видео выступления Александра Довженко, которая была произнесена в Москве в 1943 году, когда наш народ переживал страшные годы войны с фашистской Германией. И звучала она — в Москве — на украинском языке. Пользуясь памяткой «Как вести записи с голоса», составить тезисы речи.

Как вести записи с голоса

1. Не начинайте записывать с первых слов говорящего, выслушайте мнение и поймите ее.

2. Не пытайтесь записывать все дословно, отбрасывайте второстепенные слова.

3. Сокращайте слова, по возможности заменяйте их опорными значками. После сокращения оставляйте место, чтобы закончить запись дома.

4. Старайтесь писать быстро.

5. Выполняйте общие правила ведения конспекта.

6. В ближайшее время (дома) проработайте текст своего конспекта (исправьте стиль, отредактируйте ошибки, подчеркните главное и т. п)

Риторическая студия

Прочитать текст и найти в нем ответ на вопрос: «Какие умения нужны человеку для овладения культурой чтения?»

Все больший поток информации, интерес широкого круга людей к науки, техники, искусства требуют умения читать, делать записи услышанного и прочитанного, сопоставлять прочитанный материал с ранее известным, систематизировать его. Уметь читать и записывать прочитанное — необходимая черта и признак интеллектуального труда. Записи придают работе с книгой рациональности, эффективности.

Чтобы правильно, с максимальной полнотой использовать книгу, человек должен овладеть определенными навыками работы с ней. Нужно научиться самостоятельно делать наблюдения и выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге определенные положения для подтверждения или отрицания выдвинутого теоретического положения. Составление, оформление записей зависит от особенностей мышления, особенностей запоминания и осмысления.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов