Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 11 класс. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Тетрадь-тренажёр нацелена на учебник «Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень» создателей А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, но может быть использована и с иными УМК по русскому языку. Этот учебник обращен ученикам 11 классов и включает упражнения, тестовые и творческие задания для закрепления и проверки в формате ЕГЭ знаний, полученных на уроках. Преподавателям учебник поможет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и подготовить учеников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 11 класс. Формат: pdf

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 11 класс. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, МНОГОЗНАЧНОСТЬ, СИНОНИМИЯ И АНТОНИМИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОКРАСКОЙ

Цель: формирование речевой культуры, рационального речевого поведения; развитие логического и критического мышления, творческого воображения; формирование языкового вкуса, языкового чутья и языковой устойчивости, содействие осознанию красоты и эстетики украинского языка.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• составляющая знаний: понимает смысл понятий «нарушение лексической нормы», «фразеологизмы», «стилистическую окраску фразеологизмов»; определяет роль и уместность использования фразеологических средств языка, стилистическую функцию их; понимает различия между лексическими, фразеологическими синонимами; уместно использует их в тексте; знать различие между фразеогичными синонимами и антонимами;

• деятельностная составляющая: выявляет и устраняет нарушения лексических норм, норм словоупотребления; оценивает собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выражает критическое отношение относительно употребления украинских слов в несвойственном им значении, немотивированного использования заимствований;

• ценностная составляющая: осознает важность потребности поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; сохраняет необходимые лексикографические издания, ценную информацию на персональном компьютере, в домашней библиотеке.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прокомментируйте надписи в городской маршрутке: как они согласуются с понятием общей и речевой культуры, как они характеризуют водителя. Какие надписи стоит переформулировать, а какие снять? Обоснуйте свой выбор.

• Количество мест для сидения — 24.

• Стоимость проезда 4 гривны.

• Хочешь выйти — кричи.

• Об остановке сообщайте заблаговременно и громко.

• Нет денег — иди пешком.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Привет, проблемы!

Прочитайте. Раскройте значение фразеологизмов. В текстах каких стилей речи они употребляются? При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарем.

· Брать слово.

· Приветственное слово.

· Вступительное слово.

· Давать слово.

· Напутственное сово.

· Просить слова.

· Честное слово.

· Поверить на слово.

· Слово имеет.

· Верить на слово.

· Слово чести.

Работа с учебником

Прочитайте в учебнике лингвистическую справку. Расскажите о основные группы фразеологизмов, многозначность, синонимия и антонимия фразеологизмов; употребление слов в фразеологизмах в соответствии с их стилистической окраски.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Лаборатория юного языковеда

Подберите синонимы к фразеологизмам. Объясните их.

Загнать на скользкое, голубая кровь, как шилом патоки ухватить, как прошлогодние бублики, сыпать громы.

Подберите антонимы до фразеологизмов. Объясните их.

Голова на плечах, тяжелый на руку, хоть пруд пруди, лясы точить, как у Христа за пазухой, всучить в голову, язык без костей, от горшка два вершка.

Посмотрите блок телерекламы и подсчитайте, сколько фразеологизмов прозвучало за 5-7 минут. Какова роль устойчивых выражений в речи?

Искусство убеждать
Составление текста рекомендательного характера «Как избегать конфликтов с друзьями».

V. ИТОГ УРОКА

* Сегодня на уроке я узнал (ла), что…

• Полученные знания мне понадобятся, чтобы…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дополнение

Текст для диктанта

ИЗ СОЗВЕЗДИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ

Детство и юношеские годы Ивана Марьяненко прошли под непосредственным влиянием выдающегося мастера сцены, его родного дяди Марка Лукича Кропивницкого. Серьезно и вдумчиво относился к работе гениального артиста, и это, безусловно, отразилось на общей культуре молодого актера. Сценическую деятельность Иван Александрович начал в труппе своего дяди в Киеве, где работал до 1898 года. Открыли сезон бессмертной «Натальей Полтавкой» с Марьяненко в роли Николая. Это был большой экзамен, однако театралы видели в этой роли Садовского. Дебютант играл сдержанно, но постепенно вошел в роль и уже не скрывал своих способностей ни в живых диалогах, ни в лирических рассказах о своей бурлацкой жизни. Зрителю было ясно, что перед ним настоящий артист с прекрасными внешними данными и большими перспективами. Марьяненко тогда прошло 25 лет, в каждой новой роли актер проявлял новые черты своего дарования. За шестьдесят три года искреннего служения Мельпомені Иван Александрович создал более трехсот образов в разных жанрах драматического искусства — от трагедии до водевиля. Иван Александрович Марьяненко воспитал не одно поколение мастеров украинской сцены (По А. Шелест; 162 сл.).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов