Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Сборник 10-11 классы подготовлен к учебникам Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. Профильный уровень» и к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы».

Формат: pdf

Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование компетентного говорящего, адекватно ориентируется в ситуации общения.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• деятельностная составляющая: умієвизначати элементы ситуации речи; характеризовать условия успешного общения; создавать и анализировать речевую ситуацию;

• ценностная составляющая: проявляет интерес к проблемам речи, стремится совершенствовать собственно речи, обогащать свой словарный запас.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Эмоциональная настройка

Улыбнитесь и тихо произнесите: «Я учусь. Я хочу учиться. Я работаю. Я готов к работе». Настраиваемся на работу. Положите ладонь на сердце. Чувствуете, как оно бьется — тоже работает. Такое маленькое, а так много работает. Вы тоже все умеете, вы все знаете, вы умные, творческие.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Риторическая разминка

Прочитать утверждение. Дать ответы на вопросы.

· Продолжите определение: «Риторика — это наука…»

* Подберите до слова» риторика » синонимы.

· Какое государство по праву называют родиной риторики?

* Какой примерный возраст этой науки?

· Что значит «быть оратором»?

· Что даст старшеклассникам изучение риторики?

Два — четыре — все вместе

Объединиться в пары. Прочитать афоризмы. Как вы их понимаете? Какие советы у них высказаны?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА.

Привет, проблемы!

Рассмотреть схемы. Что они иллюстрируют? Назвать другие сферы вашего общения с окружающим миром.

Я< — > МОЯ СЕМЬЯ (мать, отец, сестра или брат)

Я< — > КОМПЬЮТЕР

Я< — > ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО

Я ШКОЛА (одноклассники, учителя)

IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Риторические студии

Вспомнить, что называется общением. При каких условиях оно возможно?

Работа с учебником

Проанализировать структуру ситуации общения. Оперируя информацией из учебника, раскрыть содержание каждого компонента ситуации общения.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Выполнение ситуативных задач

Представить представленные ситуации. Одинакова ли их структура: участники общения, тема, цель и условия общения? Охарактеризовать ситуацию общения (работа по вариантам).

1-й вариант. Ваш одноклассник несколько дней не посещает школу из-за болезни. Вы решили его посетить дома.

2-й вариант. Вы с одноклассником пришли в библиотеку за книгой по истории родного края. Вы спрашиваете библиотекаря — он вам отвечает.

3-й вариант. Вы на экскурсии в музее увлеченно слушаете рассказ экскурсовода.

4-й вариант. Вас просит классный руководитель срочно выполнить важное поручение.

Методический комментарий. Охарактеризовать ситуацию общения — это значит дать ответ на целый ряд вопросов: кто говорит или пишет? (адресант речи), к кому направлено вещание? (адресат речи), что? (тема и основная мысль высказывания), с какой целью? (цель высказывания), где? когда? (условия общения — место и время).

Творческая лаборатория

Восстановить начальную форму пословицы, добавив нужные по смыслу окончания до начала. О каких условиях успешного общения говорится в пословицах?

1. Надо знать, … (через десятое).

2. Острое словечко … (что и где говорить).

3. Говорит пятое … (колет сердечко).

4. Кто говорит толком, то ухо держи, … (такая и разговорчивая).

5. Умеешь говорить — … (больше учишь).

6. Меньше говори — … (а кто без строя, то хоть затыкай).

7. Умей вовремя сказать … (и вовремя замолчать).

V. ИТОГ УРОКА

• Сегодня на уроке я узнал (ла), что…

• Приобретенные знания мне понадобятся, чтобы…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-миниатюру, взяв за тему одна из пословиц предыдущего упражнения.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов