
Сборник 10-11 классы подготовлен к учебникам Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. Профильный уровень» и к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. «Русский язык. 10-11 классы».
Формат: pdf
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
Цель: формирование компетентного говорящего, адекватно ориентируется в ситуации общения.
Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:
• деятельностная составляющая: умієвизначати элементы ситуации речи; характеризовать условия успешного общения; создавать и анализировать речевую ситуацию;
• ценностная составляющая: проявляет интерес к проблемам речи, стремится совершенствовать собственно речи, обогащать свой словарный запас.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Эмоциональная настройка
Улыбнитесь и тихо произнесите: «Я учусь. Я хочу учиться. Я работаю. Я готов к работе». Настраиваемся на работу. Положите ладонь на сердце. Чувствуете, как оно бьется — тоже работает. Такое маленькое, а так много работает. Вы тоже все умеете, вы все знаете, вы умные, творческие.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Риторическая разминка
Прочитать утверждение. Дать ответы на вопросы.
· Продолжите определение: «Риторика — это наука…»
* Подберите до слова» риторика » синонимы.
· Какое государство по праву называют родиной риторики?
* Какой примерный возраст этой науки?
· Что значит «быть оратором»?
· Что даст старшеклассникам изучение риторики?
Два — четыре — все вместе
Объединиться в пары. Прочитать афоризмы. Как вы их понимаете? Какие советы у них высказаны?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА.
Привет, проблемы!
Рассмотреть схемы. Что они иллюстрируют? Назвать другие сферы вашего общения с окружающим миром.
Я< — > МОЯ СЕМЬЯ (мать, отец, сестра или брат)
Я< — > КОМПЬЮТЕР
Я< — > ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО
Я ШКОЛА (одноклассники, учителя)
IV. ПРОРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Риторические студии
Вспомнить, что называется общением. При каких условиях оно возможно?
Работа с учебником
Проанализировать структуру ситуации общения. Оперируя информацией из учебника, раскрыть содержание каждого компонента ситуации общения.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Выполнение ситуативных задач
Представить представленные ситуации. Одинакова ли их структура: участники общения, тема, цель и условия общения? Охарактеризовать ситуацию общения (работа по вариантам).
1-й вариант. Ваш одноклассник несколько дней не посещает школу из-за болезни. Вы решили его посетить дома.
2-й вариант. Вы с одноклассником пришли в библиотеку за книгой по истории родного края. Вы спрашиваете библиотекаря — он вам отвечает.
3-й вариант. Вы на экскурсии в музее увлеченно слушаете рассказ экскурсовода.
4-й вариант. Вас просит классный руководитель срочно выполнить важное поручение.
Методический комментарий. Охарактеризовать ситуацию общения — это значит дать ответ на целый ряд вопросов: кто говорит или пишет? (адресант речи), к кому направлено вещание? (адресат речи), что? (тема и основная мысль высказывания), с какой целью? (цель высказывания), где? когда? (условия общения — место и время).
Творческая лаборатория
Восстановить начальную форму пословицы, добавив нужные по смыслу окончания до начала. О каких условиях успешного общения говорится в пословицах?
1. Надо знать, … (через десятое).
2. Острое словечко … (что и где говорить).
3. Говорит пятое … (колет сердечко).
4. Кто говорит толком, то ухо держи, … (такая и разговорчивая).
5. Умеешь говорить — … (больше учишь).
6. Меньше говори — … (а кто без строя, то хоть затыкай).
7. Умей вовремя сказать … (и вовремя замолчать).
V. ИТОГ УРОКА
• Сегодня на уроке я узнал (ла), что…
• Приобретенные знания мне понадобятся, чтобы…
VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение-миниатюру, взяв за тему одна из пословиц предыдущего упражнения.
Предложения интернет-магазинов