Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Дидактические материалы, содержащие упражнения и тексты с заданиями по разделам курса русского языка в 10—11 классах (базовый уровень), — на основе учебника тех же авторов — направлены на совершенствование письменной грамотности учеников, предоставляют дополнительный учебный материал для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предложение, текст, преобразовывать и создавать тексты различного назначения.

Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы.  Формат: pdf

Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ В СЛОВАРЯХ (ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ)

Цель: формирование компетентного говорящего, национально сознательной, духовно богатой языковой личности.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

* составляющая знаний: понимает суть понятий «лексикография» « «словарь» « «справочник» « » справочная литература»;

• деятельностная составляющая: владеет эффективными приемами поиска необходимой информации в различных лексикографических источниках, сопоставляет и анализирует ее; пользуется в случае необходимости, лексикологічними источниками, выделяет необходимую информацию из лексических словарей разного типа и справочников, в том числе мультимедийных;

• ценностная составляющая: осознает важность потребности поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.

Ход урока

И. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прокомментируйте выражение. Приведите примеры из истории или собственного жизненного опыта, которые подтверждают актуальность поднятой проблемы речевой пассивности.

Мы должны быть сознательны того, что языковая проблема для нас актуальна и в начале ХХІ века, и если мы не опомнимся, то будем иметь очень неутешительную перспективу.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Привет, проблемы!

Прочитайте отчетливо поэзию современной поэты. К чему призывает и от чего предостерегает автор? Как вы понимаете призыв «Не стесняйся слов»?

БЕРЕЧЬ СЛОВА… СТЕРЕЧЬСЯ СЛОВ.

Потому что слова, это лекарство.

Слово — мгновение жизни и печать веков.

Слово-крик уныния.

Слово — спасение.

Слово — щедрый дар.

Слово — фальшь и лжа.

Слово-дар богов, которые достали люди.

Чистый, как дитя.

Мудрое, как жизнь —

Слово злом становится на устах Иуды.

Бросит к земле, поднимет выше облаков.

Слово — оберег, твоя суть и достоинство.

Не чурайся слов и чти этот дар.

Слово, это зерно, твой засел в вечность

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Лаборатория юного языковеда

Прочитайте. Назовите слова, употребляемые в переносном значении. С какой целью авторы используют их?

Текст 1

Писателю много надо учиться у землепашца. И в первую очередь — прополке. Присмотритесь, как безмилосердно огородник пропалывает свои грядки — все хилое, лишнее, незрелое — вон с поля! А как нещадно обрезает Виноградарь лозу, оставляя, казалось бы, уродливые цурпалочки… Читаешь не раз книгу и видишь, как здесь мало пололи, обрезали. Здоровое и сильное «заглушили» сорняки, кустарники.

Текст 2

НЕ БОЙТЕСЬ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В СЛОВАРЬ

Это пышный яр, а не печальный провал;

Собирайте, как умный садовник,

Созревший овощ у Гринченко и Даля,

Не гнев моих советов.

И не ленитесь ухаживать свой сад.

Выскажите свои соображения относительно утверждения лексической нормы в словарях и в речи носителей языка.

Лексикографический практикум (работа в группах)

Вспомните известные вам приемы толкования лексического значения слова. Объединитесь в группы, выберите из списка слова для объяснения лексического значения слов. С каждым словом сложите и запишите словосочетание.

ракушка, зардеться, неистовствовать, паленіти, долговязый, отава, купина, обочины, ветерок, в прошлом году, понять.

Подберите до глаголов, что есть в составе словосочетаний, синонимы. Какие из синонимов являются собственно украинскими словами? В случае необходимости обратитесь к словарю синонимов.

Лингвистический практикум

Выпишите из речи известных людей на радио, телевидении, других СМИ примеры небрежного обращения со словом (нарушение норм современного литературного языка).

Мозговой штурм

Прокомментируйте особенности словоупотребления слов болеть — не осилить, беспокоиться, — не покоиться.

Языковедческий проект

Подготовка проектов » Музей одного слова «(систематизация информации об определенном слове из различных лексикографических источников).

Искусство убеждать

Выступление во время дискуссии «Грубость — духовная слабость или демонстрации силы?»

V. ИТОГ УРОКА

* Сегодня на уроке я узнал (ла), что.

• Полученные знания мне понадобятся, чтобы…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов