Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н.

Предоставленное руководство предназначено для преподавателей, работающих с учебником «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». Оно содержит программу, планирование учебного материала, раскрывает особенности построения и содержания разделов учебника, уделяет внимание научному, публицистическому, художественному стилям речи, общим сведениям о языке. В нём предлагаются грамматические, пунктуационные, стилистические задания повышенной трудности.

Методические рекомендации к учебнику Русский язык. 10-11 классы. Формат: pdf

Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н.

СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ: ВЫБОР СЛОВА, ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Цель: обучение средствами языка познавать мир, обустраивать гармоничное сосуществование в нем, сохранять и передавать культурные достижения, выражать эмоции и чувства, решать жизненные проблемы.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности учащихся:

• составляющая: определяет роль и стилистические возможности изученных лексических единиц, коммуникативно целесообразно использует их в собственной речи;

• деятельностная составляющая: употребляет слова в соответствии с их лексических значений слова в переносном значении с учетом стиля речи; соблюдает лексической сочетаемости слов;

• ценностная составляющая: выявляет в текстах и обосновывает личностные и общечеловеческие ценности; выражает собственное понимание ценностей; демонстрирует уважение к себе и другим, подбирая и употребляя нужные слова.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАНИЙ УРОКА.

Привет, проблемы!

Объясните значение слов в каждой паре. Составьте с ними предложения. Сделайте вывод о важности выбора слова в словоупотреблении.

1. Исключение — исключение. 2. Переводить — переводить 3. Вскрывать — открывать.

III. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Материал для учителя

Овладение навыками правильного выбора слова, целесообразностью словоупотребления позволяет значительно расширить палитру использования ресурсов словоупотребления во всех стилях.

Каждый стиль, кроме самой употребляемой части — общеупотребительной лексики — имеет свои специфические для него стилистически маркированные слова. В словарях такие слова даются с примечания: изм. — присущи разговорном стиля, уроч. — присущи публицистическому стилю и проч. Разговорная лексика, которая имеет оттенок иронии, подается с пометкой ірон. (всезнайка); шуточная — шутка. (благоверный),. Слова, присущие поэтической речи, приводятся с пометкой поэт. (ввысь) и под.

Разговорные слова составляют основу эмоционально окрашенной и экспрессивной лексики. Эти понятия отличаются тем, что эмоциональная окрашенность создается преимущественно суффиксами.

Исследуйте возможности префиксов и суффиксов в сочетании со словом смех для придания эмоциональной окраски словам. Подберите определения к словам улыбка, улыбка.

Справка. Улыбка, улыбка, насмешка, смешинка, посмешище.

Исследуйте средства эмоционально окрашенной лексики. Сделайте вывод о неповторимости выразительных средств украинского языка

Что такое эвфемизация? Подобрать эвфемизмы к словам врать, старый, глупый.

Справка. Эвфемизм (от греч. «смягченный выражение») — слово или выражение, что при определенных условиях служит для замены тех обозначений, которые выдаются вещателю нежелательными или непристойными, слишком резкими.

Прочитайте слова. Выясните, какие из них относится к разговорного стиля. Изобретатель-выдумщик — плакать-хныкать, друг-дружок, надоесть-опостылеть.

Прочитайте сочетания слов. Выясните, какие из них уместны в официально-деловом стиле, а какие — в разговорном.

Через плохую погоду по случаю предстоящих торжеств; с отчаяния; по болезни; в связи с решением совета директоров; как договорились; оказать помощь; в соответствии с планом работы учреждения, по рукам.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Сделайте вывод о том, насколько важно культурой речи демонстрировать уважение к себе и другим, подбирая и употребляя нужные слова.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДАВЛЯЮТ УСПЕХ

В нашем обществе пытаются бороться с несловниковою лексикой. Некоторые коллективы уже внедрили экономичный способ положить конец нецензурщине. За каждое «крепкое» слово — штраф на определенную сумму. Если спросить того, кто ругается, почему он «гнет», можно услышать: «По привычке», «Просто так», «Чтобы лучше поняли» и тому подобное. Пожалуй, нет человека, который бы хоть раз не использовала при определенных обстоятельствах несловникову лексику. И все же не хочется, чтобы лайка стала атрибутом повседневной речи.

Великий австрийский психиатр-невропатолог Зигмунд Фрейд отмечал, что первый человек, который выругалась вместо того, чтобы ударить, был основателем цивилизации.

Киевский психолог Андрей Ковальчук свидетельствует случай, когда трехлетняя девочка, не зная ни одного нецензурного слова, придумала свое — «бутылка», каким пыталась обидеть старших. Для нее это слово приобрело такое же значение, как и «крепкие» изречения взрослых.

Народный целитель Вячеслав Зиновьев утверждает, что когда нецензурная брань является основным способом общения в семье, она перекрывает дорогу успеху для всех ее членов, создавая негативное энергетическое поле вокруг человека, вследствие чего к ней притягивается все плохое. Поэтому лучше всего ругань сравнить с дырками в кармане, из-за которых выпадает успех.

Современные ученые беспрекословно соглашаются с утверждением о том, что информация меняет сознание человека. Сейчас влиянием слова на организм человека все больше занимаются природоведы-физики, биологи, химики. Уровень науки позволяет установить, что слова влияют не только на сознание человека, но и на его генетический код, который передается потомкам. Каждое слово несет определенный заряд положительной или отрицательной энергии. Ученые несколько лет наблюдали за двумя группами людей — теми, кто постоянно пользовался бранью, и теми, кто нецензурной лексикой не пользовался. У любителей ругаться быстро появляются изменения в организме на клеточном уровне, и на этой основе — различные недуги. Во второй группе, наоборот, под влиянием хороших слов организм омолаживается, меняется иммунитет. Психотерапия исцеляет с помощью доброго слова, которое настраивает сознание и подсознание на позитивные изменения.

Очень интересный обычай относительно этого есть в американских семьях. Когда дети приносят с улицы гадкие слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом обязательно заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это отнюдь не наказание, а простая гигиена, ибо гадкие слова пачкают и рот, и душу, и сознание, и слух. Может, неплохо было бы и нам создать подобный обычай? (Из журнала).

Задания

1. Объясните лексическое значение слов угнетать, повседневно, почву, потомки. Для их объяснения обратитесь к толковому словарю или к одному из справочных изданий. Если у вас нет печатного издания, воспользуйтесь электронным вариантом (режим доступа sum.in.ua)

2. Определите коммуникативное намерение автора текста. Выделите слова, которые по своей стилистической нагрузке создают особое восприятие текста.

3. Объединившись в группы, составьте словарь-минимум успешного человека.

Я — корректор

Найти ошибки и записать словосочетания правильно.

• Носиться по площадке

• Получить побочные задания

• Подытоживать

• Раскрыть рта

• Принимать участие

* В течение недели

• Выключить свет

IV. ИТОГ УРОКА

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов