Уроки русского языка в 9 классе. Богданова Г.А.

Руководство освещает опыт работы преподавателя русского языка и рассчитано на творческое его использование.
В книжке представлена четкая структура уроков по всем темам школьного курса 9 класса; определено, что должно быть главным в усвоении тех или иных разделов, на каких вопросах необходимо сконцентрировать основное внимание.

Уроки русского языка в 9 классе. Формат: pdf

Уроки русского языка в 9 классе. Богданова Г.А.

Обобщение изученного в течение года

Цель: повторить изученное о прямой и косвенной язык, виды сложных предложений и совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора: развивать письменная речь девятиклассников, логическое мышление, память, внимание, творческие умение использовать сложные предложения в высказываниях; воспитывать любовь к родному языку, познавательный интерес.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковедческой компетенции).

Средства обучения: учебник, проектор, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

О лунное сияние и пение соловья,

Пионы, мальвы, георгины!

Моря бриллиантов, это-язык мой,

Это — язык моей Страны!

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Сообщение целей и задач урока. Мотивация умения.

Вступительное слово учителя

Родное слово! Сколько в нем материнской доброты, земной мудрости, волшебных звуков! Каждое слово нашего языка имеет свое лицо, цвет, аромат. Дело каждого украинца — лелеять родной язык, заботиться о ее чистоте, совершенствовать свою речь, обогащать словарный запас.

Сегодня на уроке мы будем углублять и совершенствовать знания родного языка.

III. Воспроизведение и обобщение учащимися понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. Аукцион знаний «Прямая и косвенная речь. Виды сложных предложений».

— Что мы называем прямым языком?

— Назовите способы лапчатки чужой речи.

— Чем отличается прямая речь от косвенной?

— Какое предложение является сложным? Назовите его признаки.

— На какие группы делятся сложные предложения по характеру синтаксического связи?

— Какие средства связи между простыми предложениями в сложном?

— Какие предложения называют сложносочиненным?

— Чем разделяются простые предложения, входящие в сложносочиненного?

— Из каких частей-предложений состоит сложноподчиненное предложение?

— Чем отличаются союзы и соединительные слова?

— Что является основными средствами связи в бессоюзных сложных предложениях?

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Лингвистическое исследование.

— Запишите текст, правильно расставляя знаки препинания (подано предложение без их изъятия). Объясните выбор пунктограмм.

Язык-большое богатство, которое надо всем нам беречь и приумножать. Вот как проникновенно сказал о могучем влиянии языка на человека. А. Сухомлинский: «Слово — это тонкий резец, способный прикоснуться к нежнейшей черточки человеческого характера. Уметь пользоваться им-великое искусство. Словом можно создать красоту души, а можно и исказить ее. Поэтому овладевайте этим резцом так, чтобы из-под наших рук выходила только красота»»

Слово захватывает представления народа и отдельного человека о мире, отражает наш опыт во всем его богатстве и разнообразии. Всегда нужно открывать для себя красоту, неповторимые краски, музыку, высочество и тончайшие оттенки слова. Приобщение к сокровищам родного языка придает нам духовной силы. Ведь самым могущественным проявлением национальной культуры является язык (за и. Питомцем).

Творческое наблюдение с элементами анализа.

— К какому стилю и типу относится записан текст?

— Объясните стилистические функции однородных членов предложения, вводных слов.

— Из первого абзаца выпишите сложное предложение, сделайте его полный синтаксический разбор, начертите схему.

Игра-аукцион.

— Кто вспомнит больше пословиц и поговорок с тире? (Например: Поспешить — людей насмешить. Посеешь вовремя-соберешь обильно).

— Почему в пословицах и поговорках чаще всего употребляются сложные бессоюзные предложения с тире?

Коммуникативный практикум.

— Запишите разными способами синонимичные выражения (предложения с косвенной речью, предложения с цитатой, диалог).

I вариант. «Дети, — обратилась учительница к классу, — составьте предложение о значение языка в жизни человека».

II вариант. «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову», — ежедневно напоминал учитель своим ученикам.

Конструирование предложений по описанию.

Игра «Я — редактор».

— Заменяя синонимами синтаксические конструкции, исправьте стилистические ошибки.

1. Прошла гроза, прозрачная и высокая, шумят озера крыльями на восток, встает ветви, которое было налито синим соком, и яблоневый цвет. 2. Чайка скулит, когда летает, как за детьми плачет. 3. Может, когда есть такие прекрасные символы, народ сумел уберечь нашу песню и думу, нашу историю и родословную память, свободолюбивый дух. 4. Сплетаются ветвями, стоят дубы, зеленые. 5. Для того, чтобы произнести приветствие, слегка кланяемся.

Конструирование предложений по представленным опорными союзами.

1. Что, если …,…. 2. Что если …, то. .. . 3. А когда …,… . 4. И когда …, то. …

V. Итоги. Рефлексия.

Упражнение «Микрофон».

— Сегодня на уроке я повторил(-ла)…

— Я научил (а)ся различать…

— Мне больше всего понравилась задача…

— Мне легко удалось…

— Полученные знания можно применить…

— В следующем учебном году я хотел (- а) бы узнать…

VI. Задание на лето.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов