Русский язык. 9 класс. Экспресс-диагностика. Никулина М.Ю.

Книга включает по 2 варианта тестовых заданий по всем темам курса русского языка для экспресс-диагностики уровня изучения школьниками программы 9-го класса (а также ранее выученного материала). Работа с пособием поможет не только оперативно проверить знания учеников, но и отработать умения и навыки грамотного письма, а также подготовиться к ГИА. Книга предназначена преподавателям русского языка, ученикам 9-х классов, родителям. (Ко всем тестовым заданиям есть ответы).

Экспресс-диагностика.  Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Экспресс-диагностика. Никулина М.Ю.

Пунктуация

Цель: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся об основных пунктограммы в простом и сложном предложениях; совершенствовать умения и навыки ставить нужные знаки препинания, правильно интонировать предложения в речи; развивать самостоятельность мышления, устная и письменная речь, умение выделять главное в учебном материале; воспитывать любовь к родному слову, сознательное отношение учеников к языку как универсальной сокровищницы духовных достижений народа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный этап.
Работа с текстом.

Текст спроектирован на экран.

— Прочитайте молча предложения. Почему их нельзя считать текстом?

Возможно именно после этого она перестала прислушиваться к мнениям других людей? Отказ от восклицательного знака лишил человека разнообразных эмоций. Впоследствии человек отказался от знака вопроса потому что начал считать себя самым умным. Люди берегите знаки препинания. Затем она потеряла двоеточие и перестала объяснять свои поступки. Человек потерял кому и его мысли сразу стали примитивными. Нужно отказаться от кавычек и не цитировать других подумал человек.

— Расставьте знаки препинания. Чтобы образовался текст, расположите предложения в такой последовательности:

сложное предложение с равноправными частями;
простое предложение, усложненное однородными сказуемыми;
предложение с прямым языком;
простое предложение, усложненное вставным словом;
сложное предложение, части которого неравноправны: одна зависит от другой;
простое неосложненное предложение;
простое предложение, осложненное обращением.

— Сопоставьте свой текст с оригиналом.

Человек потерял кому, и его мысли сразу стали примитивными. Затем она потеряла двоеточие и перестала объяснять свои поступки. «Нужно отказаться от кавычек и не цитировать других», — подумал человек. Возможно, именно после этого она перестала прислушиваться к мнениям других людей? Впоследствии человек отказался от знака вопроса, потому что начал считать себя самым умным. Отказ от восклицательного знака лишил человека разнообразных эмоций. Люди, берегите знаки препинания!

— Прочитайте выразительно текст вслух. Почему знаки препинания являются «подсказкой», как правильно читать текст? Объясните знаки препинания в каждом предложении.

— Каково основное мнение текста?

— Считаете ли вы, что знаки препинания настолько важны?

Сообщение темы, задач урока. Мотивация учения.

Ознакомившись с целью урока и пользуясь ключевыми фразами, спроецированными на экран, сформулируйте собственные чаяния, чего вы ждете от урока.

Я ХОЧУ: понять…; усовершенствовать…; запомнить…; научиться…; использовать…; внести разнообразие…; углубить…; обобщать…
Работа в группах (социальная компетентность).

Лингвистическая игра. Пунктуационное исследование.

— Объединитесь в три команды: «Простое предложение», «Сложное предложение», «Прямая речь». Сформулируйте правила употребления основных знаков препинания в простом предложении, сложном предложении и при прямой речи.

Каждое правило оценивается 1 баллом. Побеждает команда, которая даст больше всего правильных ответов.

Пунктуационный практикум (коммуникативная компетентность).

— Спишите текст, ставя пропущенные знаки препинания. Подберите заголовок, определите тему, основную мысль и стиль речи.

Приближается осень и по дороге мимо нее проезжают нагруженные зерном автомашины. А над ней днем и ночью ключами одиночку и стаями пролетают птицы аисты и журавли дикие гуси и стрижи и грачи.

Зима по-праздничному убирает опустевшие нивы и тогда Млечный Путь долго смотрит сверху на заснеженную избу и будит мечты о никем еще не виданные доселе далекие миры.

Человека привязывает к определенному месту дом где она родилась природа знакомая ей с детства. Отсюда от этого островка земли и начинается Отчизна (А. Чайковский).

Сокровища фразеологии (общекультурная компетентность).

— Дополните пословицы и поговорки, используя материал из справки. Объясните постановку знаков препинания в приведенных сложных предложениях. Как влияет интонация предложения на его знаки препинания? Определите типы сложных предложений. Сделайте вывод, для каких жанров художественной литературы присущи эти синтаксические конструкции.

Ласточки летают низко — … 2. Ученый идет, … 3. Книга учит, … 4. Всяк умный по-своему:… 5. Учи других — … 6. Жизнь как стерня:…

Объяснительный диктант.

Работа с учебником (компетентность саморазвития и самообразования).

Индивидуальная работа. Поэтическая минутка.

— Прочитайте внятно, расставьте знаки препинания, объясните их употребление. Который поэтический отрывок не является сложным предложением?

Хочу крикнуть в даль бескрайнюю

И кого-то на помощь звать

Ибо душа моя сегодня играет

И трогается на пути большие.

Пусть мой клич сорвется ввысь

И как флаг в солнце затрепещет

Пусть кружит как неутомимый Сокол

И срывает родных и желающих.

Тесты.

Пунктуацией называют

А совокупность правил произношения

Б совокупность правил употребления знаков препинания

В совокупность правил написания Г совокупность правил переноса слов

Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте пропущенной связки, если оба главных члена или выраженные

Если однородные члены предложения соединены одиночными союзами, запятая ставится

Если однородные члены предложения соединены одиночными союзами, запятая НЕ ставится

при связующих соединителях

при разделительных соединителях

при связующих и разделительных соединителях

После обобщающих слов перед однородными членами предложения ставится

А тире

Б двоеточие

В точка с запятой

Тире ставится в сложносочиненном предложении (знаки препинания пропущены)

А Каждая ниточка на полотенце любовно заплетена и с того вырезания просвечивало лапчатая дубовые ветки.

Б хозяин лежит и все лежит

В доме молча сидели опечаленные люди а на столе лежало шесть с восковыми свечами хлебов.

Кому нужно поставить в сложном бессоюзном предложении (знаки препинания пропущено)

А На восход солнца цветут розы будут дни погожие.

Глянь моя милая Зари повисли над Днепром.

Снова осень над рощами желтый лист сады устеля.

Дерево крепкое корнями человек трудовым горением.

Дождь давно уже перестал тучи разошлись выплыл ясный месяц заглянул в окна, а на полу и по стенам разрисовал странные какие-то выводы-узоры.

Точку с запятой нужно поставить в сложном бессоюзном предложении (знаки препинания пропущено)

А говорят долы и дубравы говорят горы луг река говорят птицы вечере разговор идет стройная.

Бы Снова цветут каштаны, волна днепровская бьет.

В Небо прорезали огненные стрелы ударил гром на пыльных дорогах снялся вихрь закрутился клубком и помчался в ржи.

Г У самой дороги просмотрела кучка молоденьких шампиньонов кто-то разбрызгал по траве земляники на белой черешни сочно розовеют ягоды.

Д Весла убрали лодку медленно плыл по течению.

Двоеточие нужно поставить в сложном бессоюзном предложении (знаки препинания пропущено)

Тишина треснула ночь загремела тысячи огней трассирующих пуль, прошивая темноту отовсюду помчались на перевал.

Будешь сеять с грустью родит печаль.

Взойдет солнце утру слезы никто не увидит.

Раздался выстрел начались соревнования.

После предложения далеко на Востоке стало краснеть небо… надо поставить двоеточие, если среди вариантов продолжения выбрать

хотелось дождаться солнечного сияния.

солнце всходило.

приветствуя черную землю с утром.

облепленное со всех сторон черными тучами.

Речевой практикум (коммуникативная компетентность).

— Представьте ситуацию, что вас пригласил на день рождения одноклассник. Но вы по уважительным причинам опоздали на праздник друга и пришли, когда все гости уже были за столом. Составьте диалог и разыграйте его, соблюдая этикетных норм и культуры речи собеседников.

Контрольно-рефлексивный этап.

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

«Незаконченное предложение».

На уроке мне больше всего понравилось…
Наибольшие трудности испытал (- а)…
Я знаю…, умею…
Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Оформить письменно составленный в классе диалог, расставив знаки препинания.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов