Русский язык. 9 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Предоставленное пособие представляет собой не только практикум по орфографии и пунктуации, предназначенный для закрепления и систематизации знаний учеников по русскому языку за курс 9 класса и ориентированный на повышение уровня общей практической грамотности школьников, но также может использоваться для подготовки девятиклассников к итоговой аттестации в формате ГИА. Учебник даёт возможность познакомиться со структурой предстоящего экзамена, освоить методику написания сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему.

Русский язык. 9 класс. Практикум. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Языковые аспекты изучения предложения (порядок слов в предложении, грамматическая основа, виды предложений)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о языковых аспекты изучения предложения; совершенствовать умения и навыки работать над выяснением основных пунктограмм в предложениях, способов их проверки; вырабатывать умение анализировать предложения; средствами правильного интонирования предложений согласно пунктограмм способствовать улучшению как письменной, так и устной речи учащихся, этики общения; распивать интеллектуальные, творческие способности; ознакомить с биографическими фактами и мировоззренческими принципами выдающегося украинца митрополита Андрея Шептицкого; воспитывать патриотические чувства, умение жить в мире и согласии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковедческой компетенции).

Средства обучения: учебник, проектор, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

Из Моего духа печатью…

И. Франко

Ход урока

Организационный этап.
Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Сегодня в нашем государстве происходят важные изменения, формируется гражданское общество. Поэтому очень важно иметь образцы неординарные фигуры наших соотечественников, которые будут проводить в нелегкое время, с которых можно брать пример, у которых можно черпать вдохновение, учиться любви к родному народу, самопожертвования. Именно таким образцом является для нас митрополит Андрей Шептицкий. Это была неординарная личность в истории нашей культуры. 44 года возглавлял А. Шептицкий Украинскую греко-католическую церковь, проведя ее через все испытания первой половины XX века. Еще не написана правдивая история тех сложных времен, в которых действовал, мыслил, мечтал А. Шептицкий. Обратимся к духовному наследию этого украинского Моисея, как назвал митрополита Иван Франко. Сегодня наш урок пройдет под девизом: «Из Моего духа печатью…»

Запись темы урока в тетради.

III. Воспроизведение и обобщение учащимися понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. Интеллектуальная разминка.

Повторение сведений о предложении.

— Что изучает синтаксис?

— Что мы называем предложением?

— Какие бывают предложения по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения, строением?

— Чем могут усложняться простые предложения?

— Какие есть виды сложных предложений?

— Что изучает пунктуация?

— Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?

— Какие знаки препинания употребляются в простом предложении, сложном предложении?

Объяснительный диктант.

— Найдите в предложениях грамматическую основу, дайте устную характеристику предложениям.

Словарная работа.

Викариат (викарная епархия) — реальная или условная церковно-административная единица в ряде христианских церквей, которую возглавляет викарий (титулярный епископ, епископ-помощник, хор-епископ).

Иерарх (от греч. hieroos «священный», греч. arche «власть») — общее наименование священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Иерарх полновластный глава духовенства церковно-административного округа — епархии, он рукополагает священников (иереев), дьяконов, назначает священнослужителей на приходы.

Экуменизм (греч, буквально означает «обитаемый мир») — идеология и движение за сотрудничество и взаимопонимание между христианами разных конфессий. Экуменическое движение ставит перед собой задачу лучше узнать все Церкви и их учение, обращая внимание на объединительные элементы.

Капитул (от лат. capitulum «глава, раздел») — в католической, англиканской и лютеранской церквях — коллегия духовенства высшего ранга, которая существует при кафедральном храме как совещательный орган епископа. В случае смерти епископа или других препятствий капитул правит епархией в лице избранного ею капитулярного викария.

— К какому стилю речи относится текст?

— Какова его тема, главная мысль?

— Найдите в тексте вопросительное и побудительное предложения.

— Найдите предложение с косвенным порядком слов.

Работа в группах.

Ученики объединяются в мини-группы и выполняют задания.

— Выпишите из текста 2 простые предложения, сделайте их синтаксический разбор и начертите схемы.

— Выпишите одно сложное предложение, подчеркните главные члены предложения и начертите его схему.

Работа с учебником.

Частичный синтаксический разбор предложений.

— Перевернем еще одну страницу жизни митрополита.

Предложение спроектировано на экран без знаков препинания. Учащиеся записывают их, расставляя знаки

знаки, выделяют грамматические основы и строят схемы предложений.

В ноябре 1901 года украинскую гимназическую молодежь в Тернополе посетил митрополит Андрей Шептицкий, чтобы благословить юные души на служение народу.

Когда встал вопрос о строительстве в Тернополе новой церкви, митрополит помог приобрести земельный участок в центре города.

Там, где когда польская власть не позволила соорудить храм, сегодня открыт памятник духовному наставнику.

Творческое наблюдение с элементами анализа.

Азбука от Митрополита

В глубокую пропасть впадает человеческая природа, когда она отлучена от Бога.
Хорошо делаете, когда заботитесь об образовании и знания.
Культура есть как раз там больше всего нужна, где еще единичные голоса оспаривают ее потребность.
Идти в народ, чтобы его возносить, просвещать, защищать, спасать, чтобы за него умирать, — се наш идеал.
Мир погибает, потому что не хватает любви, погибает от человеческой ненависти.
Свобода выше там, где сильнее воля.
Добродетели важнее и выше, чем любовь, — нет, потому что только она дает христианину вступление в небо.
Когда терпеливо сносим Богом данные терпения, то уподобляемся Иисусу.

— Какими по строению являются все предложения?

— Определите виды этих предложений.

— Какие из предложений усложнены и чем?

— Каким из предложений » Азбуки…» соответствуют схемы:

Творческое конструирование предложений.

Для тех, кто ищет истину

Преступлениями не служится народу. Должны преподнести самый громкий протест против самого понятия, что можно святому делу народному служить окровавленными руками.

Все, кто чувствуют себя украинцами и хотят работать на благо Украины, пусть забудут про какие-либо партийные раздоры, пусть работают в единстве и согласии над восстановлением… нашей экономической, просветительной и культурной жизни.

До постижения наших национальных идеалов надо нам единства.

Семья является основой человеческой жизни. Слабой будет тот дом, который построили из столбов. Так же слабая и несчастная такая общественность, что составлена из несчастливых семей!

Солнцем ребенка является любовь и заботливость родителей, которые заботятся ней.

Нехватка любви является источником всякой беды и нужды.

— Попробуйте перефразировать эти мысли, сконструировав предложения разных видов по цели высказывания и строением.

Коммуникативный практикум.

— Составьте выражения (7-10 предложений) «Чему учит меня духовное наследие Андрея Шептицкого», используя предложения разных видов.

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

— Прочитайте слова, в которых митрополит Андрей Шептицкий выразил свое жизненное кредо: «Я так очень хотел бы обтереть слезы из глаз плачущих порадовать каждого, что скучает, подкрепить каждого, что слаб и немощен, исцелить каждого, что болен, просветить каждого, что темный! Я хотел бы стать всем для всех, чтобы всех спасти».

Упражнение «Микрофон».

— Какие виды предложений есть в этом тексте?

— Чему посвятил свою жизнь митрополит Андрей?

— Чему вы научились на этом уроке?

— Что нового узнали?

— Какие задания вам понравились?

— Какие размышления вызвал у вас урок?

— Чем вы хотели бы поделиться с друзьями?

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обязательное: повторить теоретический материал о видах предложений и основные пунктограммы. Составить 4 предложения на тему «Духовное наследие митрополита Андрея», сделать синтаксический разбор одного из предложений.
По желанию: подготовить устный рассказ «Украинский Моисей — митрополит Андрей Шептицкий».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов