Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. Козулина М.В.

Практический материал, вошедший в пособие, позволит повторить и обобщить знания по орфографии и пунктуации, поможет самостоятельно подготовиться к письменному экзамену. Структура изложения (упражнения с акцентом на особо трудных случаях — обобщающие упражнения) содействует развитию и закреплению навыков грамотного письма. Пособие адресовано учащимся 9-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учителям и репетиторам, а также может быть полезно ученикам старших классов и абитуриентам.

Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. Козулина М.В.

Повторение изученных знаков препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к контрольному диктанту

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «знаки препинания в простом и сложном предложениях», структурировать изученный теоретический материал, совершенствовать пунктуационные умения и навыки учащихся; формировать культуру устной и письменной речи; развивать творческие умения самостоятельно решать новые познавательные задачи; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Средства обучения: учебник, таблица «Группы знаков препинания по их функции» (ее содержание в конспекте урока), тестовые задания.

Ход урока

Организационный этап.
Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация умения.

III. Воспроизведение и обобщение учащимися понятий и усвоение соответствующей им системы знаний.

Ознакомление с таблицей «Группы знаков препинания по их функции».

Группы знаков препинания по их функции

Группы знаков препинания, которые употребляются

Для чего используются

Примеры

Для разделения:

* точка, восклицательный знак, вопросительный знак, три точки

• для оформления отдельного предложения как законченного; для отделения каждого предложения от последующего в тексте

1. Стояла лютая зима. Еще такой холодной и снежной не знали люди

2. Где же слава ваша?

На словах!

• запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

• для обозначения границы:

а) между однородными членами в простом предложении

б) между простыми предложениями в сложном

Для выделения: запятая, тире, восклицательный знак, скобки, двоеточие, двоеточие и тире, кавычки

для выделения:

а) смысловых отрезков, усложняющих простое предложение (обращений, вставных слов, сочетаний слов, предложений; обособленных второстепенных членов)

б) групп однородных членов с обобщающим словам

в) прямого языка

1. Хорошо, нечего и говорить, умеешь ты слова сочинять

Беседа по вопросам.

— Какие знаки препинания могут быть между подлежащим и сказуемым?

— Чем могут усложняться простые предложения?

— Какие знаки препинания могут ставиться в простом осложненном предложении?

— Когда в сложном предложении запятая не употребляется?

— При каких условиях в простом и сложном предложениях употребляется двоеточие?

Обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих научных идей(компетентность саморазвития и самообразования).

Объяснительный диктант.

— Запишите предложение, объясните, почему в представленных предложениях запятая не ставится.

Снова наступила весна и пышно зацвели сады.
Когда наступил вечер, в небе засветились звезды и выплыл из-за горизонта месяц.
Жара и тишина. Ветрено и холодно.
Когда состоялось собрание и что на них обсуждали?
Пусть будет мир на всей земле и счастливы будут люди!
Надо быть внимательным и когда обстоятельства этому не способствуют.

Пунктуационный практикум.

— Запишите предложения, расставляя нужные знаки препинания. Объясните.

Возраст прожить не ниву пройти шумную.
Далеко где-то на востоке идет война а тут глубокая светлая тишина.
Как опытный охотник Хома хорошо знал выходки волка.
В углу где-то в вечернем полумраке мы сидим вдвоем одни(Александр.
Вот что от меня осталось то собственно уже не я.
А Соловей аж горло надрывает и на все заставки поет щебечет и свистит и екает и тарахтит.

Творческое конструирование.

— Перестройте приведенные предложения так (или дополните, распространите их, чтобы в них можно было поставить тире. Переделанные предложения запишите.

Прочитайте предложение.

Можно (1) например (2) выяснить (3) как появилось новое слово (4) откуда оно пришло (5) как образовалось.

Кому надо поставить на месте всех цифр, КРОМЕ

Укажите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым (знаки препинания пропущено)

я сын в свое время и весь принадлежу современникам своим.

Руки девушки сделались как лед.

только труд жизни основа красота всевластной жизни.

Слово не воробей вылетит не поймаешь.

Неотделенное определение принято в предложении (знаки препинания пропущены)

идет гроза звонка и кудрявая садам лишившимся руки целовать.

Луна влюблен в ночь волшебную сияет счастлив и светит.

Мохнатый лесной шмель неповоротливый и мешковатый домовито гудит над голубыми грудами чабреца.

низенькая черноволосая украшенная полевыми цветками она и чуть не похожа была на крестьянок.

Побрызганные росой травы стояли тихие притихли.

Правильно расставленные знаки препинания в предложении

Установите соответствие

Обособленный член предложения

1 определение

2 обстоятельство

3 приложение

4 прикладка

(разновидность определения)

Пример

за ним, за сыном праведным своим, и ты ушла.

Он не отдыхал, а, прищурив глаза, думал.

Женщина, около тридцати лет, в белой рубашке с красными манжетами, сидела на скамье под окном.

Установите соответствие

Пропущенный разделительный знак

1 двоеточие

2 кома

3 точка с запятой

4 тире

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Незаконченное предложение».

— Я хорошо усвоил(-а)…

— Мне еще надо повторить…

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Повторить теоретический материал.
Подготовиться к контрольному диктанту.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.