
Учебник содержит по 2 варианта тестовых заданий по всем темам курса русского языка для экспресс-диагностики уровня усвоения подростками программы 9-го класса (а также ранее изученного материала). Работа с пособием поможет не только оперативно проверить знания учеников, но и отработать умения и навыки грамотного письма, а также начать подготовку к ЕГЭ и ГИА. Книга подготовлена преподавателям русского языка, ученикам 9-го класса, родителям. (Ко всем тестовым заданиям есть ответы.)
Русский язык. 9 класс. КИМы. Формат: pdf
Ключевые слова в тексте и абзаце. Тематическое предложение в абзаце.
Цель: сформировать понятие о виды связи компонентов высказывания (цепной и параллельный) и способы связи (перспективный и ретроспективный); дать учащимся понятие о актуальное членение предложения, сформировать навыки его правильного деления на «данное» и «новое» и использование в речи; развивать логическое мышление школьников, умение анализировать материал, делать выводы, обобщать; с помощью дидактического материала способствовать осознанию роли человека в развитии общества.
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков (совершенствование языковой и речевой компетенции).
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам.
— Какое высказывание является текстом?
— Какие основные признаки текста вам известны?
— Что обеспечивает содержательную (тематическую) целостность текста?
— Что обеспечивает связность текста?
— Что называем темой и микротемой текста?
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы продолжим работу над текстом, выясним понятие «актуальное членение», «данное», «новое».
Восприятие и осознание учениками нового материала.
Наблюдение и анализ речевых явлений.
— Прочтите текст. Определите средства связи.
Ландыш — многолетнее растение. Она имеет два, порой три больших листа, произрастающих из ползучего подземного корневища. Каждый год корневище образует у стебля небольшую почку. За лето почка медленно превращается в длинный подземный росток.
Эвристическая беседа по вопросам.
— О чем говорится в 1-м предложении? 2-м? 3-м? 4-м?
— Сравните 1-е и 2-е предложения. Что во втором предложении известно с первого? Какая информация в нем новая?
— Сравните 3-е и 4-е предложение.
Комментарий учителя.
Тема текста может делиться на подтемы (микротема). Частью текста, в которой раскрывается содержание подтемы (микротема), является абзац. На письме абзац выделяется отступом вправо.
Вводное упражнение. Исследования-анализ.
— Прочтите текст. Выясните тип речи и стилевую принадлежность. Аргументируйте свое мнение.
— Определите, что выражают выделенные слова в предложениях — «новое» или «известное». Назовите виды и средства связи в высказывании.
Осознание теоретического материала в процессе практической работы по теме.
Коллективная проработка схемы «виды связи в тексте».
— Рассмотрите схему. Определите особенности цепного (последовательного и параллельного видов связи компонентов высказывания.
Исследования-распознавание.
Закрепление знаний, умений и навыков.
Лингвистическое упражнение.
— Один писатель начал писать рассказы, но, отредактировав его, получил роман. Вам нужно выяснить, как автор превратил начало повествования в начале повести, а затем — романа.
Осень. Печальные и холодные дни. Печальными ключами улетают аисты.
Пришла осень. Потянулись длинной чередой печальные и холодные дни. Высоко в небе, прощаясь с родной землей, печально улетают аисты.
Был тот необыкновенно тоскливое время, когда на земле царила золотоволосая осень. Грустные и мрачные дни, часто пересыпанные холодными дождями, окутывали все вокруг. И лишь изредка сквозь серые облака доносилось тревожное курлыканье вечных путешественников — аистов; это они прощались с родным домом, улетая в далекий юг.
— Какой информацией пополнился произведение?
— Сравните первый и последний отрывок. Определите у них данное и новое.
— Благодаря данному или новому увеличился объем произведения?
Ученики делают вывод, что писатель увеличил в каждом следующем тексте объем «нового».
Конструктивная задача.
— Прочитайте начало высказывания. Запишите его, продолжая рассказом о роли родительского двора в вашей жизни. Определите «известное» и «новое» в сконструированном высказывании.
Родительский двор
Нельзя никогда забывать самого родного, теплого родительского двора, родного леса с его хрупкими молодыми березками, коренастыми дубами, первыми весенними подснежниками, первыми осенними опятами, дорогого каждому веселому щебету птиц, вновь возвращающихся к родным гнездам.к).
— Подберите синонимы к выделенным словам.
(Хрупкий — тонкий, нежный, деликатный, уязвимый, утонченный.
Коренастый-высокий, грубый, крепкий, коренастый, могучий).
VII. Обобщение и систематизация изученного.
Обобщающая беседа по вопросам.
— Чем отличается тема от микротема?
— С помощью чего сочетаются предложения в тексте?
— Как вы понимаете понятие «данное» и «новое»? Ответ аргументировать.
— Как следует понимать параллельную и последовательную связь предложений в тексте?
— Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Исследуйте, правильно ли разделено высказывание на абзацы.
— Перепишите, правильно поделив текст на отдельные смысловые части. Подберите заголовок, составьте план.
Предложения интернет-магазинов