Русский язык. 9 класс. Контрольные измерительные материалы. Никулина М.Ю.

Учебник содержит по 2 варианта тестовых заданий по всем темам курса русского языка для экспресс-диагностики уровня усвоения подростками программы 9-го класса (а также ранее изученного материала). Работа с пособием поможет не только оперативно проверить знания учеников, но и отработать умения и навыки грамотного письма, а также начать подготовку к ЕГЭ и ГИА. Книга подготовлена преподавателям русского языка, ученикам 9-го класса, родителям. (Ко всем тестовым заданиям есть ответы.)

Русский язык. 9 класс. КИМы. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Контрольные измерительные материалы. Никулина М.Ю.

Ключевые слова в тексте и абзаце. Тематическое предложение в абзаце.
Цель: сформировать понятие о виды связи компонентов высказывания (цепной и параллельный) и способы связи (перспективный и ретроспективный); дать учащимся понятие о актуальное членение предложения, сформировать навыки его правильного деления на «данное» и «новое» и использование в речи; развивать логическое мышление школьников, умение анализировать материал, делать выводы, обобщать; с помощью дидактического материала способствовать осознанию роли человека в развитии общества.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков (совершенствование языковой и речевой компетенции).

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

— Какое высказывание является текстом?

— Какие основные признаки текста вам известны?

— Что обеспечивает содержательную (тематическую) целостность текста?

— Что обеспечивает связность текста?

— Что называем темой и микротемой текста?

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжим работу над текстом, выясним понятие «актуальное членение», «данное», «новое».

Восприятие и осознание учениками нового материала.

Наблюдение и анализ речевых явлений.

— Прочтите текст. Определите средства связи.

Ландыш — многолетнее растение. Она имеет два, порой три больших листа, произрастающих из ползучего подземного корневища. Каждый год корневище образует у стебля небольшую почку. За лето почка медленно превращается в длинный подземный росток.

Эвристическая беседа по вопросам.

— О чем говорится в 1-м предложении? 2-м? 3-м? 4-м?

— Сравните 1-е и 2-е предложения. Что во втором предложении известно с первого? Какая информация в нем новая?

— Сравните 3-е и 4-е предложение.

Комментарий учителя.

Тема текста может делиться на подтемы (микротема). Частью текста, в которой раскрывается содержание подтемы (микротема), является абзац. На письме абзац выделяется отступом вправо.

Вводное упражнение. Исследования-анализ.

— Прочтите текст. Выясните тип речи и стилевую принадлежность. Аргументируйте свое мнение.

— Определите, что выражают выделенные слова в предложениях — «новое» или «известное». Назовите виды и средства связи в высказывании.

Осознание теоретического материала в процессе практической работы по теме.

Коллективная проработка схемы «виды связи в тексте».

— Рассмотрите схему. Определите особенности цепного (последовательного и параллельного видов связи компонентов высказывания.

Исследования-распознавание.

Закрепление знаний, умений и навыков.

Лингвистическое упражнение.

— Один писатель начал писать рассказы, но, отредактировав его, получил роман. Вам нужно выяснить, как автор превратил начало повествования в начале повести, а затем — романа.

Осень. Печальные и холодные дни. Печальными ключами улетают аисты.
Пришла осень. Потянулись длинной чередой печальные и холодные дни. Высоко в небе, прощаясь с родной землей, печально улетают аисты.
Был тот необыкновенно тоскливое время, когда на земле царила золотоволосая осень. Грустные и мрачные дни, часто пересыпанные холодными дождями, окутывали все вокруг. И лишь изредка сквозь серые облака доносилось тревожное курлыканье вечных путешественников — аистов; это они прощались с родным домом, улетая в далекий юг.

— Какой информацией пополнился произведение?

— Сравните первый и последний отрывок. Определите у них данное и новое.

— Благодаря данному или новому увеличился объем произведения?

Ученики делают вывод, что писатель увеличил в каждом следующем тексте объем «нового».

Конструктивная задача.

— Прочитайте начало высказывания. Запишите его, продолжая рассказом о роли родительского двора в вашей жизни. Определите «известное» и «новое» в сконструированном высказывании.

Родительский двор

Нельзя никогда забывать самого родного, теплого родительского двора, родного леса с его хрупкими молодыми березками, коренастыми дубами, первыми весенними подснежниками, первыми осенними опятами, дорогого каждому веселому щебету птиц, вновь возвращающихся к родным гнездам.к).

— Подберите синонимы к выделенным словам.

(Хрупкий — тонкий, нежный, деликатный, уязвимый, утонченный.

Коренастый-высокий, грубый, крепкий, коренастый, могучий).

VII. Обобщение и систематизация изученного.

Обобщающая беседа по вопросам.

— Чем отличается тема от микротема?

— С помощью чего сочетаются предложения в тексте?

— Как вы понимаете понятие «данное» и «новое»? Ответ аргументировать.

— Как следует понимать параллельную и последовательную связь предложений в тексте?

— Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Исследуйте, правильно ли разделено высказывание на абзацы.

— Перепишите, правильно поделив текст на отдельные смысловые части. Подберите заголовок, составьте план.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов