
Предлагаемая рабочая тетрадь содержит различные тексты и задания к ним для комплексного анализа. Пособие подготовлено как для отработки учениками умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и эффективной проверки коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, а также подготовки к ГИА. Книга нужна ученикам 9 классов средних общеобразовательных учебных заведений, и учителям-словесникам, работающим по любому из действующих учебников русского языка.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тренировочные упражнения. Обобщение темы
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; формировать умения правильно интонировать предложения с разными смысловыми отношениями, пунктуационные умения и навыки, строить бессоюзные сложные предложения с разными типами смысловых связей, трансформировать простые предложения и сложные союзные в бессоюзные; развивать творческие умения восстанавливать, моделировать и конструировать бессоюзные сложные предложения; воспитывать любовь к природе и художественному слову.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковой компетенции).
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, «Кобзарь».
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся.
Блиц-опрос (компетентность саморазвития и самообразования).
— Какое предложение называют бессоюзным сложным предложением?
— Какие смысловые связи, существующие между частями бессоюзного сложного предложения?
— Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
— В каком случае ставится запятая, точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения?
— Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?
— Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире?
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация умения.
Восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала.
Выполнение системы практических заданий, направленных на формирование пунктуационных умений и навыков.
Исследования-обоснование.
— Прочитайте предложения с правильной интонацией. Объясните поставленные знаки препинания. Выясните смысловые отношения между частями сложных предложений.
Весна приходит постепенно: в полях неслышно тает снег, побег из ледяного плена готовят тайно воды рек.
Растает снег, зима пройдет, земля кругом цвести начнет.
Шумит вода, ломает все. Весна идет, тепло несет.
Приходит весна — зеленеют леса.
Нам щедрая осень приносит плоды, дают урожаи поля и сады.
Исследования-моделирование. Работа у доски (компетентность саморазвития и самообразования).
— Образуйте и запишите пословицы, подобрав их продолжение из второй колонки.
— Определите, в каких из них между частями употребляется запятая, а в каких — тире.
— Докажите это с помощью пунктуационных правил.
Пришел Спас… …лето закончилось.
Зима без снега… …буйные ветры голову расчешут.
Рада бы звезда сойти… …держи рукавицы про запас.
Солнце — отец… …наловим рыбы — будет борщ.
Дождь вымочит, солнышко высушит… …лето без хлеба.
Пусть идет дождь… …месяц — отчим.
Появились опята… …черное облако заступает.
Исследования-восстановление. Работа в парах (компетентность личностного самосовершенствования).
— Расставьте и объясните знаки препинания.
— Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Начертите схемы.
Творческое конструирование. Работа в группах (компетентность продуктивной творческой деятельности).
— Представленными схемами-моделями постройте или подберите из художественной литературы бессоюзные сложные предложения об охране природы.
— Составьте диалог, используя эти предложения.
И группа
Последовательность [ ],[ ].
Одновременность [ ],[ ].
[], [ ]; [].
II группа
[ ]: [объяснение.]
[ ]: [причина.]
[ ]: [дополнение.]
III группа
[время] — [ ].
[условие] — [ ].
[ ] : [следствие].
— Пользуясь схемами, сформулируйте правила употребления разделительных знаков в бессоюзных сложных предложениях.
Исследования-трансформация.
— Трансформируйте представлены простые предложения, сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите, расставляя нужные знаки препинания.
— Определите смысловые отношения.
Дуб ломается, а лоза нагибается.
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Жизнь не кончается смертью, если остается сад.
С водой и огнем не играй.
Тяжело плыть против воды.
Поэтому и осень эта кажется нам весной, что в родной стороне нам стало лучше жить.
В волшебные ночи, когда месяц вставал над садами, в окна лились целебные ароматы цветов.
Исследования-анализ.
— Выполните синтаксический разбор без союзных сложных предложений.
Вижу издалека: волна искрящегося играет свободно по синему море.
Еще солнечные лучи спят — предрассветные огни уже горят.
Итоги. Рефлексия.
Учитель анализирует работу учеников на уроке. Указывает на активную работу школьников, а также определяет недостатки и дает советы, как их преодолеть.
Домашнее задание и инструктаж к его выполнению(компетентность личностного самосовершенствования).
Составить обобщающую таблицу или схему на тему «бессоюзное сложное предложение».
Составить письменно 6 тесовых заданий по теме «бессоюзное сложное предложение»
Предложения интернет-магазинов