Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Комплексный анализ текста. Влодавская Е.А.

Предлагаемая рабочая тетрадь содержит различные тексты и задания к ним для комплексного анализа. Пособие подготовлено как для отработки учениками умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и эффективной проверки коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, а также подготовки к ГИА. Книга нужна ученикам 9 классов средних общеобразовательных учебных заведений, и учителям-словесникам, работающим по любому из действующих учебников русского языка.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.  Формат: pdf

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Комплексный анализ текста. Влодавская Е.А.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тренировочные упражнения. Обобщение темы

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; формировать умения правильно интонировать предложения с разными смысловыми отношениями, пунктуационные умения и навыки, строить бессоюзные сложные предложения с разными типами смысловых связей, трансформировать простые предложения и сложные союзные в бессоюзные; развивать творческие умения восстанавливать, моделировать и конструировать бессоюзные сложные предложения; воспитывать любовь к природе и художественному слову.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, «Кобзарь».

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся.

Блиц-опрос (компетентность саморазвития и самообразования).

— Какое предложение называют бессоюзным сложным предложением?

— Какие смысловые связи, существующие между частями бессоюзного сложного предложения?

— Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

— В каком случае ставится запятая, точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения?

— Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?

— Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире?

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация умения.

Восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала.

Выполнение системы практических заданий, направленных на формирование пунктуационных умений и навыков.

Исследования-обоснование.

— Прочитайте предложения с правильной интонацией. Объясните поставленные знаки препинания. Выясните смысловые отношения между частями сложных предложений.

Весна приходит постепенно: в полях неслышно тает снег, побег из ледяного плена готовят тайно воды рек.
Растает снег, зима пройдет, земля кругом цвести начнет.
Шумит вода, ломает все. Весна идет, тепло несет.
Приходит весна — зеленеют леса.
Нам щедрая осень приносит плоды, дают урожаи поля и сады.

Исследования-моделирование. Работа у доски (компетентность саморазвития и самообразования).

— Образуйте и запишите пословицы, подобрав их продолжение из второй колонки.

— Определите, в каких из них между частями употребляется запятая, а в каких — тире.

— Докажите это с помощью пунктуационных правил.

Пришел Спас… …лето закончилось.
Зима без снега… …буйные ветры голову расчешут.
Рада бы звезда сойти… …держи рукавицы про запас.
Солнце — отец… …наловим рыбы — будет борщ.
Дождь вымочит, солнышко высушит… …лето без хлеба.
Пусть идет дождь… …месяц — отчим.
Появились опята… …черное облако заступает.

Исследования-восстановление. Работа в парах (компетентность личностного самосовершенствования).

— Расставьте и объясните знаки препинания.

— Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Начертите схемы.

Творческое конструирование. Работа в группах (компетентность продуктивной творческой деятельности).

— Представленными схемами-моделями постройте или подберите из художественной литературы бессоюзные сложные предложения об охране природы.

— Составьте диалог, используя эти предложения.

И группа

Последовательность [ ],[ ].
Одновременность [ ],[ ].
[], [ ]; [].

II группа

[ ]: [объяснение.]
[ ]: [причина.]
[ ]: [дополнение.]

III группа

[время] — [ ].
[условие] — [ ].
[ ] : [следствие].

— Пользуясь схемами, сформулируйте правила употребления разделительных знаков в бессоюзных сложных предложениях.

Исследования-трансформация.

— Трансформируйте представлены простые предложения, сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите, расставляя нужные знаки препинания.

— Определите смысловые отношения.

Дуб ломается, а лоза нагибается.
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Жизнь не кончается смертью, если остается сад.
С водой и огнем не играй.
Тяжело плыть против воды.
Поэтому и осень эта кажется нам весной, что в родной стороне нам стало лучше жить.
В волшебные ночи, когда месяц вставал над садами, в окна лились целебные ароматы цветов.

Исследования-анализ.

— Выполните синтаксический разбор без союзных сложных предложений.

Вижу издалека: волна искрящегося играет свободно по синему море.
Еще солнечные лучи спят — предрассветные огни уже горят.
Итоги. Рефлексия.

Учитель анализирует работу учеников на уроке. Указывает на активную работу школьников, а также определяет недостатки и дает советы, как их преодолеть.

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению(компетентность личностного самосовершенствования).

Составить обобщающую таблицу или схему на тему «бессоюзное сложное предложение».
Составить письменно 6 тесовых заданий по теме «бессоюзное сложное предложение»

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов